Всего несколько лет назад Карелия неизменно входила в десятку худших регионов РФ по социально-экономическим показателям — с высоким уровнем безработицы, общей экономической разрухой и многими другими проблемами. Однако в последние несколько лет неблагоприятные тенденции удалось переломить. Корреспондент aif.ru посетил регион в ходе рабочей поездки секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева в Петрозаводск, чтобы узнать, как регион смог добиться положительной динамики и можно ли этот опыт переложить и на другие субъекты федерации.
Вперед к своему, родному
Утро 25 августа делегация Совбеза РФ во главе с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым встречала за осмотром рыбопромышленного предприятия в Карелии. Хозяин, Николай Владимирович Федоренко, невысокий коренастый мужичок, рассказывал гостям из Москвы, с какими трудностями его предприятию пришлось столкнуться в последние полгода.
Суть бизнеса Федоренко — безотходное производство. «Ничего не должно пропадать!» — не один раз повторяет он. К примеру, 18% отходов от разделки рыбы — рыбий жир. Его рыбопромышленник продает фармацевтам, которые пускают жир на лекарства для животных. Раньше они втридорога закупали его у норвежцев. Костная мука идет на комбикорм, да и в целом у рачительного хозяина ничего даром не пропадает.
«С немцами договорился поставить оборудование, а они приходят полгода назад и говорят: “Не будем ничего поставлять!” Пришлось срочно к китайцам бежать. Насилу ударили по рукам, — оживленно жестикулируя, рассказывает он Патрушеву, после чего возмущенно добавляет. — Надо срочно импортозамещение, а то ездим по заграницам, упрашиваем. Зачем?»
Николай Патрушев соглашается: «Нужен полный цикл производства здесь, у нас дома». Эта тема — импортозамещения и поиска новых логистических цепочек — красной линией проходит через всю поездку. И неожиданный вывод — оказывается, родная страна сама может производить нужное ей оборудование, которое раньше нам поставляли «западные партнеры».
Если же пока не может, то ничего незаменимого нет. Например, на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, куда вскоре отправляется делегация, сроки сдачи новой цифровой верфи, которая даст Петрозаводску 500 новых рабочих мест, собираются сдвинуть с середины 2024 года на конец 2023, потому что сейчас работы идут с опережением графика.
«Проблем с поставщиками у нас нет, потому что мы работает только с отечественными», — рассказали представители Военно-строительной компании Минобороны, которая отвечает за объект. Чуть сложнее с судами, которые сейчас строит верфь. По словам замдиректора завода Анатолия Моисеева, проблемы были из-за текущей геополитической ситуации, но всем отказавшимся западным поставщикам удалось найти адекватную замену как в России, так и в дружественных странах.
Преображение Карелии
Всего десять лет назад здесь не то что о модернизации не думали. Завод находился буквально на грани гибели. Из-за банкротства предприятия в 2012 году производство на крупнейшей судостроительной верфи на Онежском и Ладожском озерах остановилось. «У нас здесь было 20 человек, которые помогали сохранить имущество, и бегала стая бездомных собак», — вспоминал директор завода Владимир Майзус.
В похожем состоянии в то время пребывали многие предприятия в Карелии. Республика традиционно занимала последние места по многим социально-экономическим показателям в России. Высокий уровень безработицы, низкое ВВП заставляло уезжать из региона местное население, а богатый туристический потенциал Карелии был очень далек от раскрытия. И правда, о каких туристах речь, если нормальных дорог в регионе не было, аэропорты маленькие и устаревшие, а захиревшие города наводили тоску даже на видавших виды местных жителей.
За десять лет очень многое поменялось. Карелия — по-прежнему дотационный регион, но сейчас это единственный субъект федерации, который смог выбраться из десятки худших по социально-экономическим показателям.
Как отметил Патрушев на выездном заседании Совбеза, безработица в регионе снизилась до 6,6%, что стало самым низким показателем за последние 14 лет. Карелия вышла на шестое место в стране по темпам роста инвестиций, здесь было проложено 700 км новых дорог, построены перинатальный центр в Петрозаводске, больница в Сортавале и 36 фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтированы десятки памятников деревянного зодчества и объектов культурного наследия.
И это не предел. По словам главы республики Карелия Артура Парфенчикова, сейчас прорабатывается вопрос о продлении федеральной целевой программы и индивидуальной программы развития. «Нами формируются конкретные предложения по строительству объектов социальной инфраструктуры, транспорта и телекоммуникаций на приграничных территориях», — рассказал он.
Регион — один из лидеров в России по уровню роста туризма. Начиная с 2020 года отрасль растет в среднем по 20% в год, рассказали aif.ru в региональной администрации. Главная проблема теперь — на всех желающих пока еще не хватает мест в гостиницах. Их количество, кстати, быстро растет — они появляются вдоль всего побережья на Ладоге и Онеге.
Эти успехи связаны прежде всего с работой госкомиссии по подготовке к празднованию столетия Карелии (его отпраздновали в 2020 году), которую возглавлял Патрушев. Для самого секретаря Совбеза это тоже не чужой регион — он работал здесь в 92-94 годах. Даже сейчас Патрушев уделяет региону много внимания, часто летая в Карелию и лично инспектируя новые строящиеся инфраструктурные объекты.
Например, в последней поездке он побывал не только на Онежском судостроительном заводе, но и в строящемся легкоатлетическом манеже Петрозаводского государственного университета, обсуждал проблемы сельского и рыбного хозяйства. Секретарь Совбеза лично держал руку на пульсе почти всех проектов, которые запустили в республике. А вместе с ним в Карелию постоянно летает внушительный десант из правительства, где есть представители многих ключевых министерств социально-экономического блока.
Возможно, именно такого, «личного» внимания не хватает другим регионам. Ведь в отношении многих отстающих регионов правительство принимает Федеральные целевые программы. Однако такой положительной динамики, которую сейчас показывает Карелия, нет ни у кого. Невольно вспоминается старая русская беда, что без личного присутствия большого начальника в России механизм даже самых правильных и прогрессивных реформ быстро ржавеет, а шестеренки перестают двигаться.
Как решать эти проблемы, вопрос открытый, если не сказать вечный, но хочется надеяться, что ответ на него все-таки будет найден, ведь больших государственных лиц на все российские регионы явно не хватит.