«Капитал не остановится ни перед чем». Что теперь ждет российский рынок

Московская биржа не работает уже несколько дней. 5, 7 и 8 марта торги на всех рынках биржи по решению Центробанка проводиться не будут. 

   
   

Многие инвесторы «застряли» в разных позициях: кто-то покупал, кто-то продавал акции, облигации или фьючерсные контракты. Кто-то брал кредит у брокера деньгами или ценными бумагами, т. е. открывал маржинальные сделки. И вот все остановилось…

Однако в среду биржа открылась для урегулирования позиций: если кто-то покупал, взяв кредит у брокера, то он мог закрыть позицию. Работала также валютная секция. 

На Московской бирже 17 миллионов инвесторов. И многих сейчас волнует, что будет с ценами на акции российских компаний, когда биржа заработает в нормальном режиме. На этот вопрос в колонке для АиФ.ru попробовал ответить доцент кафедры национальной экономики ИЭМИТ РАНХиГС при президенте РФ, к. э. н. Владимир Трегубов:

«Кто-то смотрит на рынок глобальных депозитарных расписок на акции российских эмитентов на Лондонской бирже и приходит в ужас. Напрасно. Дело в том, что расписки — это производный от акции инструмент, при котором акции остаются в стране эмитента (то есть в России), а на зарубежных площадках торгуются уже совсем другие бумаги, выпущенные по законам страны обращения (в данном случае — Великобритании). Они дают все права, которые имеют держатели обыкновенных акций: право на получение дивидендов, право на часть имущества эмитента при его ликвидации и право голоса на общем собрании акционеров. Их даже можно конвертировать обратно в акции.

Но это в обычных условиях. Как сказала председатель правления Банка России Эльвира Набиуллина, экономика России находится в экстраординарных условиях. Поэтому, чтобы избежать дальнейшего падения фондового рынка, регулятор запретил брокерам временно исполнять поручения нерезидентов на продажу российских ценных бумаг, а также приостановил выплаты по акциям и облигациям. Это вынужденная мера, вызванная блокировкой активов ЦБ РФ, инвестированных в зарубежные государственные облигации, общая сумма которых составляет примерно 300 млрд долларов. Так что депозитарные расписки сейчас нерезиденты не смогут конвертировать в акции и получать по ним дивиденды. Неудивительно, что их стоимость сейчас стремится к нулю.

Также было принято решение не платить по внешним долгам как государства, так и частных компаний в качестве ответной меры. Напомню, что внешний долг России на сегодня составляет 478 млрд долларов. 

   
   

Кроме того, правительство России приняло решение инвестировать до 1 трлн рублей средств Фонда национального благосостояния в отечественные ценные бумаги. Это позволит как поддержать наш рынок, так и заработать средства для ФНБ. Сам Минфин выступил с предложением инвестировать средства Фонда национального благосостояния в облигации федерального займа (ОФЗ). Напомню, что ликвидные активы ФНБ (средства на банковских счетах в Банке России) на 1 февраля составляли 8,77 трлн рублей. Это 6,6% ВВП (112,7 млрд долларов).

Профессиональные участники рынка (НАУФОР, Национальная ассоциация участников фондового рынка) обратились в Минфин и Банк России с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительной поддержке операций на рынке ценных бумаг в течение ближайшего времени после открытия биржи. В частности, предлагается выкуп Минфином государственных облигаций, в  том числе номинированных в иностранной валюте, т. е. еврооблигаций

Негосударственным пенсионным фондам предлагается разрешить инвестировать пенсионные накопления граждан в российские акции и сформировать диверсифицированные портфели с высоким потенциалом роста. 

Необходимо поддержать интерес российских граждан к инвестициям на фондовом рынке, отменив налог на полученный доход в виде купонов и дисконта по обращающимся на организованном рынке облигациям российских эмитентов, при сохранении инвестиционного налогового вычета на взносы на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС).

В заключение хотел бы поделиться своим опытом работы на рынке ценных бумаг в течение более 30 лет. Я пережил кризисы 1998 г., 2008 г., 2020 г. и, надеюсь, переживу текущий кризис. Все кроме первого были предсказаны в моих публикациях за несколько лет до их проявления.

Каков итог моих наблюдений? Рынки растут и снижаются. Это надо принять как аксиому и не вкладывать последние деньги в акции, которые по определению считаются рискованным инструментом. Лучше положить в надежный банк на депозитный счет или купить облигации, в том числе номинированные в иностранной валюте. Не сомневаюсь, что российским частным инвесторам все будет выплачено в полном объеме.

Если вы инвестировали в акции российских эмитентов, то нет причин отчаиваться. Акция — это доля акционерного капитала корпорации, а они пока никуда не делись, продолжают работать и приносить прибыль своим акционерам. Сбербанк, крупнейший российский банк (также крупнейший в Восточной Европе), в среду, 2 марта, отчитался о рекордной чистой прибыли за 2021 год в размере 1,246 трлн рублей. Это на 64% больше, чем в прошлом году, хотя беспрецедентные западные санкции вынудили банк уйти с европейского рынка. Согласно отчету „Сбера“, рентабельность капитала банка в 2021 году составила 24,2%, а чистый процентный доход — 1,8 трлн рублей. Разве могут стоить его акции 1 цент, как показывали торги на депозитарные расписки в Лондоне? 

Это абсурдная цена, цена паники. Нерезиденты старались сбросить их по любой цене, понимая, что дивидендов они не получат, а получат запрет на продажу российских акций.

Или возьмем, к примеру, горно-металлургическую корпорацию „Норникель“. Ей нет аналогов в мире. Она производит медь, никель и десяток других металлов, среди которых самый ценный — палладий. Стоимость его на сегодня — более 2700 долларов за тройскую унцию, то есть он стоит дороже золота, хотя лет 5-7 назад его цена находилась в коридоре 650-750 долларов.

Взрывной рост стоимости металла объясняется его применением в катализаторах, снижающих содержание вредных примесей в выхлопе автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Альтернативы ему нет. Возить его приходится на самолетах, а потребители — ведущие автоконцерны Европы и США, которые закрыли свое небо для российских перевозчиков. Россия приняла зеркальные меры. Возникает вопрос: как будут закупать и вывозить палладий? Второй вопрос — какова же реальная цена акций ГМК „Норильский Никель“? Ясно, что она скоро вернется к своему справедливому уровню.

Так же обстоит дело и с титаном, без которого нельзя сварить жаропрочную сталь для дюз реактивных двигателей современных самолетов. Его ведущий производитель — ВСМПО „Ависма“.

Авиастроительные корпорации, самолеты которых наши перевозчики покупали в лизинг, решили отозвать свои машины у наших авиакомпаний, но как они будут строить новые без нашего титана?

Я мог бы привести десятки подобных примеров, показывающих, что современная глобальная экономика взаимосвязана. Ясно, что санкции принимались на эмоциональном фоне, который скоро изменится, представители деловых кругов западных стран уже открыто говорят об этом. Важно понять, что после панических распродаж на бирже всегда наступает период покупок, так как капитал не остановится ни перед чем, чтобы заработать X% прибыли».