С газу на газ. Какие страны заменят Европе российское топливо

Евросоюз стоит на пороге новой энергетической стратегии, одним из главных положений которой является диверсификация поставок газа. По информации The Financial Times, Брюссель рассматривает возможность сотрудничества с Алжиром, Азербайджаном и Туркменией.

   
   

«Думаю, Европа действительно устала каждое лето решать вопрос, как прожить следующую зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких опасений в XXI веке. <…> Насколько мы заинтересованы в диверсификации наших энергетических источников, настолько же, по моему мнению, страны Каспийского региона заинтересованы в диверсификации экспортных маршрутов», — цитирует издание еврокомиссара по энергетики Мароша Шефчовича.

Азербайджан

Евросоюз и ранее проявлял интерес к газу из южных государств. Из-за чреватого перебоями в поставках российского топлива украинского конфликта вкупе с отказом РФ от реализации трубопровода «Южный поток» ЕС снова заговорил о необходимости диверсификации импорта «голубого топлива».
Напомним, до недавнего времени приоритетным проектом для Брюсселя был газопровод «Набукко» с пропускной способностью 26–32 млрд кубометров в год. Планировалось, что он свяжет Европу с Азербайджаном, Туркменией, Ираком и Ираном в обход России. Изначально стоимость этого проекта оценивалась в 7,9 млрд долларов, затем она выросла до 14 млрд. Сроки реализации «Набукко» также менялись — начать строительство планировали в 2011 году, потом — в 2018 году, но в результате в прошлом году на трубопроводе был поставлен крест. Отныне приоритетным для альтернативных поставок газа стал «Южный коридор», по которому европейские потребители будут получать топливо из Каспийского региона и, возможно, с Ближнего Востока.

Одним из наиболее перспективных направлений для диверсификации газовых поставок в ЕС эксперты называют Азербайджан. Согласно планам Брюсселя, к 2020 году европейцы должны получать 10 млрд кубометров азербайджанского топлива. Однако, чтобы заменить Россию, этого объёма недостаточно: 10 млрд кубометров газа — это меньше 10% от объёма поставок российского газа в страны Старого света. «В случае с возможностями Азербайджана о замене говорить невозможно, это, скорее, постепенная диверсификация», — отмечает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

С тем, что главная «проблема» Баку — недостаточный объём газа, поставляемого на экспорт, соглашается руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. «Объёмы поставки газа из Азербайджана гипотетически даже при экспорте на полную мощность сильно несопоставимы с тем объёмом топлива, который Европа получает из РФ. Этот маршрут, скорее, является вспомогательным. И здесь на сегодняшний день больше политических факторов, чем сугубо экономического расчёта», — рассуждает Масленников.

Алжир

Второй претендент на поставки газа в Евросоюз — это Алжир. Надо сказать, что газ в ЕС эта страна экспортирует уже не первый год. Возможностей по объёму поставок топлива у Алжира больше, чем у Азербайджана, но и здесь есть свои трудности.

Во-первых, последние годы в Алжире стагнирует добыча газа. Вместе с этим в стране растёт потребление топлива. В результате объёмы экспорта сокращаются, а потенциал для роста экспорта ограничивается.

   
   

Во-вторых, как и во всех странах, которые должны подвинуть РФ на европейском рынке энергоресурсов, в Алжире не хватает инфраструктуры. Североафриканская страна экспортирует как трубопроводный, так и сжиженный природный газ. В планы алжирских властей входит увеличение добычи «голубого топлива» на 40% — собираются они это сделать за счёт сланца. По информации управления энергетической информации США, Алжир занимает третье место в мире по извлекаемым запасам сланцевого газа. В государственной нефтегазовой корпорации Sonatrach запасы этого вида топлива оценивают в 20 трлн кубометров.

В связи с богатым потенциалом добычи сланцевого газа алжирцы намерены инвестировать 70 млрд долларов в подобные проекты.

«Алжир может начать добычу сланцевого газа в 2022 году, если намеченный план будет осуществлён в благоприятных условиях», — говорил ранее министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи. По его словам, к 2025 году объём добычи сланцевого газа в государстве может достичь 10 млрд кубометров.

Как мы видим, речь идёт о перспективе не пяти и не семи лет.

«Развитие газовой отрасли в Алжире требует серьёзных европейских инвестиций и создания соответствующей инфраструктуры, мощностей. Кроме того, не хватает инфраструктуры в самом Евросоюзе — терминалов по приёму СПГ», — добавляет Масленников.

Туркмения

Поставки газа в Евросоюз из Туркмении эксперты называют одним из самых экзотических вариантов. Дело в том, что в настоящее время топливо из этой страны в ЕС может попасть только через территорию России. «Если тянуть трубу из Туркмении через Каспий, в Азербайджан, — это ну очень масштабный проект, который ещё никак не просчитан с экономической точки зрения», — объясняет АиФ.ru Никита Масленников. Иными словами, до того момента, как проект появится хотя бы на бумаге, должен пройти не один месяц.

Эксперт обращает внимание на то, что на сегодняшний день Туркмения является одним из крупнейших поставщиков «голубого топлива» в Азию, в частности в Китай.

Впрочем, по мнению Агибалова, несмотря на перспективность азиатского рынка, Туркмения всё равно заинтересована в экспорте газа на Запад. «Скажем так: как потребители заинтересованы в диверсификации, так и продавцы думают о диверсификации поставок. Для Туркмении 100% зависимость от КНР тоже включает в себя определённые риски. Естественно, страна будет пытаться найти других импортёров, а не замыкаться на одном Китае», — считает Агибалов.

Что касается стоимости туркменского газа для европейских стран, она вряд ли будет отличаться от стоимости российского топлива, говорит эксперт. «Если мы рассмотрим вариант доставки газа в ЕС по новому маршруту через тот же самый «Турецкий поток» или «Южный поток», где поставки осуществляются через дорогостоящий морской участок, мы увидим, что он будет сопоставим с каспийским, если даже не дороже. В целом, по удалённости от Европы туркменские месторождения можно сравнить с российским Ямалом. Поэтому причин для разницы в цене я не вижу», — добавляет Агибалов.

Россия

Россия, как уверяет Марош Шефчович, останется важным поставщиком газа для ЕС. На сегодняшний день наша страна обеспечивает почти 27% потребностей Евросоюза в «голубом топливе». Правда, в Брюсселе рассчитывают, что роль РФ на газовой арене Старого света должна снизиться.

«Пока Евросоюз осторожно пробует воду, на чём остановиться. Очевидно, свои планы ЕС не бросит, потому что европейцы никогда не бросают на полпути свои интеграционные начинания, но говорить о том, что найдена альтернатива поставкам российского газа, было бы слишком оптимистически и сильно преждевременно. Думаю, рано или поздно всё равно будет найден какой-то баланс интересов ЕС с точки зрения диверсификации источников энергоснабжения, но РФ, как добросовестный стратегический партнёр, естественно, в планах европейцев останется. Это будет долгосрочное партнёрство, возможно, оно будет более содержательным. Здесь перспективы существуют, и достаточно серьёзные, к этому, естественно, надо будет подойти через какое-то время. Весьма существенным фактором прояснения взаимных планов было бы снижение той геополитической напряжённости, которая связана с ситуацией на юго-востоке Украины», — рассуждает Масленников.

В свою очередь, Сергей Агибалов подчёркивает, что неуклонное сокращение добычи газа в странах ЕС приведёт к тому, что потребность выборки топлива из года в год будет только возрастать. «Для Европы может быть более реалистичной задачей уменьшение доли России на своём рынке, но текущие объёмы российского экспорта с высокой долей вероятности будут сохраняться. То есть могут расти поставки, будет увеличиваться общий импорт за счёт новых источников, и таким образом доля России будет сокращаться, но объёмы текущие могут быть более-менее постоянны», — заключает эксперт.