Как пережить лихое время? Инфляция оказалась в два раза выше официальной

Александр Фирсов / АиФ

Вот уже 5 лет «Народная корзина» «АиФ» следит за ростом цен на продукты, «коммуналку», лекарства и проезд в 9 городах страны, расположенных в разных федеральных округах. По нашим данным, в 2015 г. инфляция оказалась более чем в два раза выше официальной! Как будут выживать россияне?

   
   

Читайте также: 13% — только верхушка айсберга. Сколько налогов мы платим на самом деле?

Тяжелее всего пришлось жителям Челябинска, Вологды и Краснодара — там в течение года цены росли особенно стремительно. А осенью инфляция рванула вверх в Ставрополе и Новосибирске (см. таблицу). Скорее всего, если бы «АиФ» отслеживал цены во всех городах и посёлках, то похожую картину можно было бы наблюдать во многих населённых пунктах страны. Каждый россиянин чувствует это по своему кошельку, когда платит за продукты в магазине, покупает лекарства в аптеке или оплачивает квитанцию за жилищно-коммунальные услуги.

 

Богатые и нищие

«Если посмотреть рейтинг регионов по уровню жизни населения, то беднее всего россияне живут в Калмыкии, Ингушетии, Тыве, на Алтае, в Крыму, Еврейской АО, Бурятии и Забайкальском крае, — рассказала «АиФ» Ирина Ильина, профессор, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ. — Если каждый россиянин в среднем тратит до 22 тыс. руб. в месяц, то в этих регионах потребительские расходы могут быть на уровне 6-7 тыс. руб. в месяц. Люди позволяют себе только самое необходимое и максимально дешёвое.

Напротив, лидерами рейтинга регионов по уровню жизни являются Москва и Москов­ская обл., Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татар­стан, Башкортостан, Свердловская обл. и некоторые «сырьевые» субъекты. Что печально: в этом году из середнячков к аутсайдерам стали приближаться многие промышленные регионы, в которых вслед за спадом экономики последовало ухудшение качества жизни населения: Оренбургская, Калужская, Челябинская области».

Как помочь?

Вместо того чтобы помочь беднеющему населению, мест­ная власть зачастую ещё больше закручивает гайки. Повсеместно урезаются социальные расходы, отменяются льготы на проезд, изобретаются новые коммунальные оброки, повышается плата за детские сады и т. п.

Примеров, когда чиновники не «доят» своё население, а помогают ему, — единицы. Например, в российской столице мерами социальной поддержки пользуются почти 4,2 млн человек, то есть каждый третий москвич. В ряде других регионов помощь скромнее, но всё-таки она есть. Так, в Приморском крае в этом году каждому из 600 тыс. пенсионеров выделили по 1 тыс. руб. В Татарстане безработным дают по 117 тыс. руб. на открытие собственного дела. В Архангельске ветеранам и участникам ВОВ выписывают по 5 тыс. руб. на установку счётчиков или замену сантехники. В Тыве 1200 бедным семьям помогли закупить семенной картофель, а в Кирове уже три года многодетным выдают продуктовые карточки на 1 тыс. руб. для покупки вятских товаров.

   
   

В Вологодской обл. в следующем году обещают перейти на долгосрочное регулирование цен в коммунальной сфере, и тарифы ЖКХ не будут меняться в течение 3-5 лет. Впрочем, в одном из регионов уже была попытка снизить нагрузку населения по оплате «коммуналки». В Иркутской обл. заморозили тарифы ЖКХ на 2 года, и 1 июля 2015 г. для жителей области платежи действительно не выросли (в отличие от других регионов). Но люди радовались недолго. Осенью к власти пришёл новый губернатор и заморозку «разморозил». В результате с 1 декабря коммунальные тарифы в Иркутской обл. увеличатся на 8,4%.

Было бы желание!

«Если местная власть захочет, то она может помочь своему народу пережить кризис, — считает профессор И. Ильина. — Меры разные: регулирование цен в магазинах, продуктовые карточки, организация питания и др. Но куда более важно уделить внимание стимулированию экономической активности населения. Чтобы люди не ждали милостыню, а имели возможность заработать.

Многие градоначальники говорят: «У нас нет денег, мы ничего не можем». Могут! Муниципалитеты в силах спасти малый бизнес нулевыми аренд­ными ставками, стартовыми пособиями, налоговыми льготами (они уже действуют в Татарстане, Краснодарском крае, Ненецком АО. — Ред.). От политики и инициативности местных властей многое зависит. Есть немало примеров, когда два города с одинаковыми стартовыми позициями при разном управлении пришли к совершенно противоположным результатам. В одном экономика работает, малый бизнес развивается, люди чувствуют себя нормально. В другом, наоборот, предприятия закрываются, инфраструктура разваливается и население находится на грани выживания».