Иран не против воспользоваться мощностями «Турецкого потока» для поставки своего газа в Евросоюз. Как сообщил директор по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC) Азизоллах Рамазани, использование «Турецкого потока» Исламской республикой было бы возможным после снятия с Тегерана санкций Запада.
Иранский поток
«Могут быть общие поля деятельности, например в сфере газопроводов. Можно делиться опытом и технологиями. Например, в области транспортировки (газа) — можно обменяться информацией о системе передачи, мониторинга. А в будущем, возможно, иранские газопроводы в Европу и российские газопроводы в Европу могут объединиться и вместе поставлять газ в Европу», — заявил Рамазани РИА «Новости» в кулуарах международного газового конгресса.
Он отметил, что газ из Ирана мог на каком-либо этапе подойти к «Турецкому потоку», но добавил, что пока никаких переговоров не ведётся.
«Это возможно. Никаких переговоров об этом не велось. Могло бы быть хорошей идеей начать переговоры, потому что тот пункт, в котором российский газопровод, турецкий газопровод подходит к Европе, может стать тем же пунктом, на котором Европы может достичь иранский газопровод. Поэтому они могут начать переговоры», — подчеркнул Рамазани.
Для поставки своего топлива в ЕС Иран мог бы использовать турецкую часть газопровода, или участок, расположенный в Чёрном море. «Или в Чёрном море, например, Иран проходит через Турцию, чтобы присоединиться к турецкому газопроводу. Другие маршруты тоже могут быть рассмотрены, но лучшим маршрутом, возможно, является этот проект — в Турции», — заявил Рамазани.
Впрочем, заинтересованность Тегерана «Турецким потоком» вызывает у экспертов сомнения как раз с географической точки зрения. «С географической точки зрения это сделать довольно сложно. Если мы говорим о проекте "Турецкий поток", который предполагает строительство газопровода по дну Чёрного моря из России в Турцию, а также перемычку от выхода в Турции до границы Греции, надо понимать, чтобы доставить туда иранский газ и использовать именно эти мощности, это как-то глупо», — считает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Что касается мощностей продолжения "Турецкого потока" уже на европейской территории, которое должны построить сами европейские страны, то это не вопрос вообще РФ и "Газпрома". Если они готовы построить избыточные мощности, в том числе для иранского газа, то пожалуйста», — добавляет эксперт.
И всё же, по мнению Гривача, Ирану легче построить свою инфраструктуру, использовать мощности другого проекта — газопровода ТАНАП. Этот трубопровод является урезанным вариантом проекта «Набукко», который должен был помочь европейским потребителям снизить зависимость от российского топлива за счёт туркменского и азербайджанского газа, но был похоронен в 2013 году из-за неокупаемости. ТАНАП проходит через территорию Азербайджана, Грузии и Турции. В европейской части он переходит в трубопровод ТАП (Трансадриатический газопровод), проходящий через Грецию, Албанию, Италию. Предполагаемый срок окончания строительства — 2019 год.
Санкции подходят к концу
Стоит отметить, что Иран уже не первый раз высказывается о планах вернуться на европейский рынок после снятия санкций. Напомним, эмбарго, наложенное Западом на Тегеран в связи с его ядерной программой, распространяется на банковский сектор, судоходство и энергетическую отрасль Исламской республики. Санкции запрещают ИРИ экспортировать сырьё в страны ЕС и США.
Иран является важным игроком на мировой нефтяной сцене — до санкций по объёмам добычи это государство занимало четвёртое место (сейчас — восьмое) в мире. Понятно, что потеря американского и европейского рынков нанесли внушительный удар по экономике республики. До введения санкций Иран ежедневно отправлял на экспорт около 2,2 млн баррелей нефти. Сейчас вдвое меньше, 1,1 млн баррелей в день (для сравнения: Россия экспортирует 4,7 млн баррелей, Саудовская Аравия — 7,6 млн баррелей в сутки).
Перспектива снятия санкций, а значит, и снятия запрета на экспорт сырья, замаячила после долгожданного компромисса по ядерной программе ИРИ, достигнутого между Тегераном и «шестёркой» в апреле. Сторонам удалось договориться, что Иран сокращает ядерную программу в обмен на отмену санкций. С высокой долей вероятности с 30 июня Исламской республике разрешат продавать свои энергоресурсы в Европу.
В сентябре прошлого года, как писали СМИ, власти ЕС начали высказывать заинтересованность в иранском газе как альтернативе российскому. За полгода до смены «Южного потока» на «Турецкий поток» замминистра нефти ИРИ Али Маджеди говорил о готовности Тегерана экспортировать газ в Европу по трубопроводу «Набукко». А президент Ирана Хасан Роухани в ходе встречи с австрийским коллегой Хайнцем Фишером подтвердил планы Тегерана стать «надёжным источником энергоресурсов в ЕС».
Вспоминая старые заявления о поставках сырья из Ирана в Европу, сегодняшние шансы на снятие санкций с Исламской республикой кажутся довольно приличными.
Желанием экспортировать газ в ЕС планы иранцев не ограничиваются — власти Исламской республики намерены продавать в Европу свою нефть. В середине мая замминистра нефти Ирана Рокнеддин Джавади сообщил, что на досанкционный уровень экспорта нефти его страна выйдет в течение трёх месяцев после снятия эмбарго.
По словам Мохсена Камсари из Иранской национальной нефтяной компании, Тегеран мог бы обеспечить почти половину объёма потребляемой Европой нефти.