На площадке ПОРА в Санкт-Петербурге эксперты осудили важные вопросы, связанные с Севморпутем. Здесь говорили о судостроении и судоходстве. Здесь также представили новую российскую платформу «Северный полюс», предназначенную для исследования Арктики. О ней рассказали на круглом столе, проведенном Информационно-аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) совместно с организаторами международной выставки-конференции «НЕВА 2021». В мероприятии «Арктическое судоходство. Инновации в судостроении и эксплуатации судов» приняли участие представители проектных и научных организаций, судостроительных верфей, производителей судового оборудования и систем. Модератором выступил Игорь Павловский, директор ИАЦ ПОРА.
«Для того чтобы Арктика развивалась, необходим целый комплекс научных исследований», — сказал заведующий отделом ледовых качеств судов Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Владимир Лихоманов. Ученый отметил, что до сих пор большая часть исследований проводилась на дрейфующих станциях в очень сложных бытовых, научных и производственных условиях. Специалисты ААНИИ пришли к выводу, что необходимо создать стационарное автономное сооружение, которое бы избавило полярников от необходимости постоянно бороться за жизнь. «Ледостойкая самодвижущаяся платформа „Северный полюс“ уже спущена на воду и достраивается на Адмиралтейских верфях», — сообщил Лихоманов. Он также рассказал об основных характеристиках, особенностях конструкции, функциональных возможностях платформы, а также комплексе сложных испытаний, которые проводились в процессе ее проектирования. «Платформа, которая, видимо, войдет в эксплуатацию в середине 2022 года, — это уникальное инженерное сооружение», — подчернул Лихоманов.
Генеральный директор Центрального института морского флота (ЦНИИМФ) Сергей Буянов рассказал о важных этапах в развитии инфраструктуры Северного морского пути (СМП). Он перечислил основные направления Плана развития инфраструктуры СМП до 2035 года (документ был утвержден Правительством РФ в декабре 2019 года): аварийно-спасательное обеспечение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, навигационно-гидрографическое обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение и ледокольное обеспечение. Докладчик подробно остановился на темпах строительства и введения в эксплуатацию новых ледоколов, в том числе новейших серий 22220 «Арктика» и 10510 «Лидер». «Для обеспечения круглогодичной навигации по СМП требуется более современный флот, а все системы должны работать на порядок эффективнее, что просто невозможно без инноваций в отрасли», — отметил Буянов. Строительство судов для Арктики сейчас является драйвером развития всей судостроительной отрасли. «Абсолютное большинство проектируемых и строящихся сегодня на российских верфях судов связаны с Арктикой. Это наша ниша», — заявил Сергей Буянов.
Петр Звягин, заведующий Лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Политехнического университета Санкт-Петербурга, презентовал исследования своей лаборатории на тему инноваций в области взаимодействия сооружения/судна и льда. Вопрос изучения локальных ледовых нагрузок — один из ключевых в проектировании судов и сооружений для работы в арктических водах, подчеркнул исследователь.
Виталий Ханухов, директор НТФ «Судотехнология» Центра технологии судостроения и судоремонта, рассказал о требованиях и стандартах, которые должны учитываться при строительстве нового и модернизации существующего флота Арктического региона. «Примером использования новых технологий при выполнении судоремонтных работ может служить применение полимерных композиционных материалов, содержащих волокнистый наполнитель, в качестве конструкционных материалов различного назначения», — сообщил Ханухов. Центр технологии судостроения и судоремонта разработал Концепцию развития инфраструктуры ФГУП «Атомфлот» до 2040 года, согласно которой в состав «Атомфлота» войдут не менее 5 атомных ледоколов проекта 22220, а также 3 сверхмощных атомных ледокола проекта «Лидер». Концепция также включает план модернизации и расширения инфраструктуры «Атомфлота» до уровня, необходимого для обеспечения базовых потребностей современного атомного ледокольного флота, рассказал Ханухов.
Владимир Якимов, научный сотрудник лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств судов ЦНИИМФ, изложил концепцию вероятностного подхода к обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях. Докладчик дал краткую характеристику современного состояния отечественного флота ледоколов и других судов ледового класса: «Флот с классом Российского морского регистра судоходства включает около 3000 судов ледового плавания, свыше 500 судов имеют ледовый класс Arc4 и выше, более 40 судов являются ледоколами». Крупнейшим оператором атомного ледокольного флота является ФГУП «Атомфлот», дизель-электрических ледоколов — ФГУП «Росморпорт», среди коммерческих компаний крупнейшими по количеству судов флотами располагают ГК «Совкомфлот», ГМК «Норильский никель», ПАО «Газпромнефть».
По словам Якимова, значительная часть аварийных ситуаций связана с попаданием судов в недопустимые ледовые условия по вине экипажей. По словам Якимова, на сегодняшний день существует два похода к обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях: система оценки безопасных режимов движения судна во льдах на основе требований к ледовой ходкости и ледовой прочности, принятая в отечественной практике, и используемая на западе POLARIS — система оценки эксплуатационных ограничений в полярных водах на основе индексации рисков. В завершение своей презентации докладчик сообщил о проектах, которые сейчас находятся в разработке в Лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств ЦНИИМФ.
Александр Горобцов, проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, подчеркнул значение кадров для отрасли проектирования, судостроения и эксплуатации судов в арктических водах, а также рассказал о Центре арктических компетенций в рамках ГУМРФ, который готовит кадры для работы в сфере эксплуатации судов в Арктике.
Модератор Игорь Павловский отметил, что, только используя свой богатый опыт, научные и производственные наработки в области создания судов для Арктики, Россия может занимать свою нишу на высококонкурентном мировом рынке судостроения, задавая новые стандарты судостроения в высоких широтах.