В Китае начинается кризис, заявил лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. По его мнению, экономическому буму, которого многие ждали от этой страны, не бывать, а вместо этого китайцев ждет эпоха «застоя и разочарования» с высокой безработицей и низкими темпами роста ВВП. Aif.ru выяснил у экспертов, как возможные проблемы в Китае скажутся на экономике России.
Почему замедляется экономика Китая
«Это причины, которые прогнозировали и Пол Кругман, и многие экономисты. Прежде всего, свою роль играет сокращение населения. Дело к этому шло давно, просто сейчас процесс стал очевиден в цифрах. Китай вступает в период, когда население стареет и сокращается, также уменьшается и его экономически активная часть. Поэтому стране все сложнее показывать темпы роста, которые были раньше. В обозримом будущем прирост будет на 2-3% в год», — объяснил эксперт.
За минувшие десятилетия Китай превратился из бедной страны в относительно богатую, но больше не может быстро повышать производительность труда и показывать темпы роста в 5-10%, добавил Даниленко. Свою роль локомотива экономики в Азии китайцы, как ожидается, уступят Индии.
Как это скажется на России
Россия в текущей ситуации зависит от Китая в сфере технологий, но еще сильнее на российскую экономику влияют цены на сырье, а они определяются спросом не только со стороны Китая, но и со стороны других потребителей, отметил Даниленко.
«Сырьевая конъюнктура может оставаться позитивной, несмотря на все процессы, связанные с замедлением китайской экономики и развитием альтернативных источников энергии, потому что этот сектор глобально недоивестирован. В целом цены на нефть будут в обозримом будущем оставаться на достаточно высоких уровнях», — полагает Даниленко.
Другое дело — спрос со стороны Китая на сталь, медь и другие товары, востребованные в стройотрасли. «Здесь российский экспорт действительно находится в зоне риска из-за проблем в КНР. Китайский сектор недвижимости находится в кризисе уже несколько лет, значительная часть крупных девелоперов обанкротилась. Да и с учетом сокращения населения там просто не нужно будет строить так много жилья», — сказал он.
Российские потребители замедление китайской экономики вряд ли почувствуют, если только они не работают на тех предприятиях, которые получают основной доход от неэнергетического экспорта сырья в Китай. Также россиянам не стоит рассчитывать на рост курса юаня, предупредил он.
«Я бы не сказал, что вкладывать в Китай нельзя. Для российских инвесторов интересен китайский финансовый рынок, потому что он уже сильно подешевел и стал ликвидной альтернативной для локальных инвесторов здесь. Просто сложно ожидать значительного укрепления юаня по сравнению с другими валютами», — заметил эксперт.
В то же время, если китайский бизнес начнет активнее осваивать российский рынок, то все россияне наверняка заметят появление новых китайских брендов и станут чаще пользоваться товарами из этой страны. «Практически во всех секторах у Китая есть десятки крупных производителей. В России представлена лишь маленькая часть китайских брендов, и их будет все больше», — спрогнозировал Даниленко.
Как Китай может избежать кризиса
«Российский рынок по-прежнему очень интересен для зарубежных инвесторов, и китайские инвесторы не исключение. Как минимум в силу нашего разворота на Восток. В ближайшее десятилетие, как уже анонсировал наш президент Владимир Путин, у нас будут вестись крупномасштабные инфраструктурные и жилищные стройки. Пусть китайские инвесторы оценят перспективы и сделают нам хорошее и взаимовыгодное предложение. Нужно объединить наш потенциал, и тогда обе страны получат пользу», — заявил эксперт.
Руководство КНР знает о рисках для китайской экономики не хуже зарубежных специалистов и ищет пути решения накопившихся проблем. При этом развитие сотрудничества России и Китая может и должно быть основано на принципе «дороги с двусторонним движением», подчеркнул профессор Селезнев.
«То, что мы можем сделать и построить своими силами, — нужно делать самим. Но есть проекты, где выгодно привлекать китайских партнеров. Поскольку заявление Пола Кругмана небезосновательно, Китаю тоже должно быть выгодно задействовать свои ресурсы за пределами собственной страны», — заключил он.