С начала года Центробанк России уже пять раз снижал ключевую ставку. Последнее решение по её понижению на 0,5% регулятор принял 3 августа, опустив ставку до 11%. Тогда глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что темпы снижения ставки могут быть замедлены. Слова председателя Банка России довольно быстро подтвердила ситуация на валютном рынке: рубль в очередной раз ушёл в пике, и перспективы нового понижения ключевой ставки снизились вместе с курсом национальной валюты.
11 сентября состоится очередное заседание Совета директоров Центробанка. О его возможных итогах АиФ.ru поговорил с финансовыми аналитиками.
Вероятнее всего, Банк России возьмёт паузу в дальнейшем смягчении денежно-кредитной политики и оставит ключевую ставку на прежнем уровне 11%.
Связано это с тем, что рубль с начала июня уже обвалился почти на 40%, а недельная инфляция вновь достигла 0,2%. По итогам года инфляция может достичь 12%. Таким образом, из-за увеличения инфляционных рисков вряд ли регулятор решится пойти на ещё большее смягчение политики. До конца года, при условии снижения инфляционных ожиданий, ставку вполне вероятно снизят ещё на 0,5%. Однако рост экономики в этом случае составит не более 1% в 2016 году, поэтому вполне вероятно, что ЦБ всё же пойдёт на дальнейшее смягчение политики с начала следующего года на фоне по-прежнему высоких рисков.
На предстоящем в пятницу, 11 сентября, заседании ЦБ РФ с высокой долей вероятности сохранит монетарную политику без изменений. В стране отмечается усиление ценового давления. В июле и августе текущего года инфляция выросла до 15,6% и 15,8% в годовом выражении, соответственно (в июне показатель находился на уровне 15,3%).
С момента последнего заседания регулятора (31 июля) рубль к доллару подешевел на 10%. В конце августа на встрече с президентом РФ Эльвира Набиуллина заявила о том, что регулятор продолжит политику, направленную на снижение инфляции. Конечно, для этого стоило бы ставку повысить. Но спад, который демонстрирует экономика (–4,6% по итогам 2 квартала 2015 года) не способствует подобным действиям регулятора. Тем более, что для приостановки роста инфляционного давления потребуется достаточно решительное повышение (как минимум, на 1%), что может нанести ощутимый вред экономике. Если говорить о понижении с целью стимулирования экономического роста, то минус 25–50 базисных пунктов желаемого эффекта не окажут, а вот надавить на рубль вполне способны.
Сейчас он уже составляет около 15,8%. Дальнейшее снижение ставки разгонит инфляцию, но ощутимой помощи бизнесу не даст: ключевым фактором рецессии сейчас служит неуверенность предпринимателей относительно сохранения текущих условий по налогам, стоимости заимствований. Их уверенность в сохранении условий игры нужно укреплять. Совсем недавно рынок нефти, похоже, показал разворот, нащупав дно в районе 43 доллара за баррель, значит, рубль получит необходимую поддержку курса и без повышения ставки.
Накануне завтрашнего заседания от центрального банка ждут паузы в смягчении денежно-кредитной политики. Что это значит? С формальной точки зрения, всего лишь то, что ставка рефинансирования, по которой коммерческие кредитные учреждения кредитуются у регулятора останется на уровне 11,0%. Де-факто зависит от ставки ЦБ слишком многое, чтобы просто её оставить без изменения. Поэтому мы, конечно, должны следить за комментариями на пресс-конференции Председателя Банка России.
На заседании ЦБ может прозвучать заявление о слабом внутреннем спросе. Слабый спрос — это не только упадок потребительского сектора, но и повышение сбережений. Расширение числа тех, кто не знает, во что вложить деньги.
Многие в банковском секторе проявляют непонимание причин снижения ставок. Многие не хотят мириться с тем, что при прекращении снижения ставок у банков появятся сложности с поддержанием показателей рентабельности. Следовательно, целый ряд кредитных учреждений, скорее всего, перестанут понижать ставки по другим займам, кроме как до получки.
Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что и раньше немногие в нижнем массовом сегменте пользовались услугами кредитования, кроме как для крупных покупок, совершаемых от силы раз в год. Да, автокредит станет наверняка ещё менее доступным. Зато на ипотеку решение ЦБ вряд ли повлияет.