Заявлений по поводу сотрудничества с Россией Греция делает немало. Однако они зачастую упираются в сложную политическую ситуацию в этой европейской стране, сказал в своем интервью ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин.
Интересный потребитель
В своем интервью, которое он дал перед ПМЭФ, советник премьер-министра Греции по вопросам сотрудничества с Россией и Восточной Европой Димитрис Веланис очертил круг вопросов, которые интересуют Афины в отношениях с Москвой. Например, это предмет энергосотрудничества между Россией и Грецией. И греков тут на удивление интересует не газ с «Турецкого потока», а поставки российского СПГ. Веланис связывает это со сложным территориальным ландшафтом Греции и присутствием в этой стране горных районов и островов, куда невозможно и невыгодно прокладывать трубопровод. С этим и связана особая актуальность поставок российского СПГ.
Но тут у экспертов есть сомнения, касающиеся рентабельности поставок российского СПГ в Грецию. На средиземноморском рынке есть альтернативные экспортеры, расположенные ближе. А России, в свою очередь, более интересна пролонгация именно «Турецкого потока». «Сегодня в Греции очень непростой период. Партия СИРИЗА, находившаяся в этой стране у власти больше четырех лет, потерпела тяжелое поражение на последних выборах в Европарламент. Это и привело к отставке греческого правительства», — заключает Квашнин.
Действующий премьер-министр Греции и лидер СИРИЗА — Алексис Ципрас. Он стал широко известен в мире после 2015 года, когда появилась вполне реальная угроза дефолта страны. Ципрас начал войну с большим Брюсселем и отказался пойти на выполнение сверхжесткого пакета требований Евросоюза, что и стало причиной экономического конфликта. Но и сегодня проблемы греческой экономики настолько тяжелы, что выправить ситуацию не представляется возможным. На этом фоне у Ципраса нет способов добиться существенных экономических успехов. «Правительство Греции объявило о своем уходе в отставку и о том, что в этой стране будут проведены новые парламентские выборы, причем ориентировочно — 7 июля текущего года. По этой причине любые подобные заявления носят риторический характер», — резюмирует Квашнин.
Непростые отношения
Все это указывает на то, что в Греции сейчас серьезная неопределенность по поводу того, что будет дальше и кто станет формировать внешнюю политику данной страны. Это и сказывается на отношениях России и Греции. Соответственно, на ПМЭФ с большой долей вероятности приедут люди, которые не могут гарантировать реализацию любых достигнутых договоренностей. А это значит, что переговоры между Россией и Грецией по «Турецкому потоку» и даже по контрактам на экспорт СПГ в такой политической ситуации будут лишены всех необходимых оснований.
«В Греции существует множество партий, у которых различные подходы к строительству отношений с Россией. Интересно, что в этой стране есть и открыто пророссийская партия „Греческий выбор“, имеющая, правда, небольшой электорат», — констатирует Квашнин.
«И здесь сложно предполагать, как будут развиваться отношения России с греческим кабинетом партии „Новая демократия“, которая, скорее всего, одержит победу на новых парламентских выборах и сформирует очередное правительство Греции», — заключает Квашнин.
По словам Юрия Дмитриевича, при Константиносе Караманлисе наши отношения с Грецией развивались очень хорошо, но сейчас во главе данной партии находится фракция Кириякоса Мицотакиса, и здесь сложно делать какие-либо обоснованные прогнозы.
«На сегодняшний день партия „Новая демократия“ не артикулировала свою позицию по диалогу между Россией и Грецией на новом этапе развития наших двусторонних отношений, поэтому данный вопрос остается подвешенным в воздухе», — резюмирует Квашнин.
Поэтому, уверены эксперты, все переговоры между Россией и Грецией, которые состоятся в Санкт-Петербурге, будут интересными, но без продолжения. Несмотря на то, что у Афин есть серьезный интерес к развитию торгово-экономических отношений с Москвой в сфере энергетики.
«Впрочем, по продлению „Турецкого потока“ в Греции существуют разные мнения, причем данный газопровод воспринимается в этой стране в качестве турецкого проекта. И это вызывает предубеждение в Греции, у которой отношения с Турцией складываются далеко не лучшим образом. При этом проблема островов является наболевшей для Греции», — заключает Квашнин.
Греция — это страна из нескольких тысяч островов, причем несколько сотен из них являются обитаемыми и им нужна своя энергетика.
Смотрите также:
- Поставки газа в Донбасс в обход Киева могут вызвать новые санкции — эксперт →
- Политик: политическая выгода от санкций больше экономических убытков ЕС →
- Президентский сигнал инвесторам →