Деньги за бочку. Поступления от продажи нефти в Турцию пополнят бюджет РФ

Fly Of Swallow Studio / Shutterstock.com

Турция продолжит закупать российскую нефть и исправно за нее рассчитываться, специально для aif.ru сообщил заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Доходы за экспорт продолжат пополнять российский бюджет, но турки будут использовать санкции как предлог для улучшения условий поставок.    
   

На Турцию приходится 12-15% от общего российского экспорта нефти морским путем, наши поставки обеспечивают этой стране 45-50% всего потребляемого сырья. Такое тесное партнерство наших стран вызывает сильное раздражение в странах G7, США и ЕС резко усилили давление на Турцию, грозя вторичными санкциями. И сразу же западные СМИ наперебой стали с удовлетворением сообщать об отказе турецкого нефтяного терминала Dortyol принимать танкеры с российской нефтью и о сложностях с оплатой за уже сделанные поставки. Якобы турецкие банки либо полностью отказываются от проведения платежей в адрес российских экспортеров, либо тщательно изучают всю документацию по каждой сделке, и на обработку платежей уходят недели, а иногда и месяцы. В результате доходы России от экспорта падают или поступают с перебоями, чего и добивались санкционеры. «Действительно, в банковской сфере есть определенные сложности, — признает Станислав Притчин. — Это подтверждают в том числе и участники рынка, но это не в интересах Турции, поэтому со временем проблемы будут решены».

Более того, проблемы, описанные в сообщениях американских и европейских информационных агентств, могут быть сильно преувеличены. «Западные СМИ публикуют ряд публикаций со «страшилками» в отношении торговли и энергетического сотрудничества Турции и России, в них много дезинформации», — приводит агентство РИА Новости слова анонимного чиновника из администрации турецкого президента.

Для нас бесперебойность в расчетах означает стабильное пополнение доходных статей федерального бюджета, но и в Анкаре хорошо понимают всю ценность сотрудничества с Россией. «Потребности Турции в энергоресурсах на 90% обеспечиваются за счет импорта, это очень зависимая от внешних поставок нефти, газа и прочего страна, — объясняет Притчин. — Россия же расположена близко, и традиционно сложилось, что именно наша страна является одним из важнейших гарантов энергетической безопасности Турции».

Конечно, Анкара использует свое выгодное геополитическое положение. Турки одновременно поддерживают российскую идею газового хаба, закупают иранский газ, через их территорию уже прокачивается азербайджанское голубое топливо, но «зависимость Турции от российских поставок огромна и безальтернативна, в нужном объеме обеспечить их можем только мы. Поэтому энергетическое сотрудничество между нашими странами будет продолжаться, этой сферы санкционные ограничения будут касаться меньше всего», — отметил эксперт.

При этом не стоит недооценивать возможности влияния западных стран, и прежде всего США, угроза вторичных санкций висит дамокловым мечом над турецкими властями и бизнесом. Поэтому, «возможно, Анкара ужесточит политику в отношении нашего параллельного импорта, — допускает Притчин. — И наши компании, выстраивающие логистику через Турцию, находятся в зоне риска, но энергетику трогать не будут. В худшем случае турки, как истинно восточные люди, воспользуются ситуацией и постараются выторговать для себя лучшие, более выгодные условия, но прерывать сотрудничество в области поставок энергоресурсов они не станут».    

Ранее эксперты оценили эффект от переориентации поставок российских энергоносителей с европейских стран на азиатские.