Болгария хочет «Турецкий поток». Зачем Софии прямые поставки газа из России

Россия и Турция не против того, чтобы газопровод «Турецкий поток» продлили в сторону Болгарии. Об этом заявил глава болгарского правительства Бойко Борисов после переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным.

   
   

«Путин сообщил нам, что вчера разговаривал с президентом Турции. И никто не возражает, чтобы трубопровод „Турецкий поток“ продлился в сторону Болгарии», — сообщил Борисов.

«Мы всегда обсуждали с нашими турецкими партнерами вопрос о возможности выхода „Турецкого потока“ в Европу, в том числе — через Болгарию. И вчера президент Турции, господин Эрдоган, в нашем телефонном разговоре еще раз это подтвердил. Мы прорабатываем это в практическом плане с турецкими друзьями, с болгарскими, знаю, что создаются определенные транспортные мощности на территории Болгарии», — цитирует президента РИА Новости.

После пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков рассказал журналистам, что о конкретных договоренностях пока говорить рано.

«Южный поток» упустили, теперь хотим «Турецкий»

Болгария, очевидно, заинтересована в прямых поставках российского газа. Во всяком случае не так давно, по данным газеты «Коммерсантъ», президент страны Румен Радев предлагал построить прямой газопровод из РФ через Черное море. Он считает, что т. н. «Болгарский поток» нужен с точки зрения здравого смысла и энергетической безопасности не только Софии, но и всего Евросоюза.

Но самое интересное, что возможность получать «голубое топливо» из России, минуя украинский транзит, у Болгарии была: её мог предоставить газопровод «Южный поток». И именно Болгария оказалась первой страной, от «Южного потока» отрекшейся. В августе 2014 года власти республики заморозили все работы по трубопроводу. Как заявил министр экономики и энергетики Васил Штонов, приостановка проекта продлится до тех пор, пока «Южный поток» не будет приведен в соответствие с нормами европейского законодательства.

Претензии Брюсселя к газопроводу сводились к тому, что он не соответствовал нормам Третьего энергетического пакета. Согласно этому документу, одна и та же компания (в данном случае — «Газпром») не может осуществлять транспортировку газа и одновременно заниматься поставками топлива. Другими словами, от российской компании требовалось построить трубу и допустить к ней других поставщиков топлива.

   
   

Болгарский участок «Южного потока» был первым сухопутным и считался самым технически сложным. После Болгарии о заморозке работ объявила Сербия. А меньше чем через полгода Россия объявила о закрытии проекта.

Впрочем, Болгария не теряла надежды на то, что российский газопровод дотянется до ее территории. В августе 2016 года Борисов заявлял: «Болгария и Россия договорились создать рабочие группы по восстановлению энергетических проектов, включая строительство газопровода „Южный поток“» (цитата по Bloomberg).

Болгария относится к числу изолированных энергетических стран: ее газотранспортная система обслуживает исключительно внутренний рынок и не является перспективной с точки зрения транзита.

«Проще говоря, сейчас ГТС Болгарии — это тупиковая станция, которая еще недавно имела все шансы превратиться в крупнейший на Балканах газотранспортный хаб. Напомню, что, помимо „Южного потока“, через ее территорию должен был пройти еще и участок газопровода Nabucco, по которому через Турцию из Азербайджана и Туркмении газ мог уходить на европейский рынок. Откровенный провал болгарских политиков привел к тому, что под давлением со стороны Болгария по факту сорвала все возможные сроки по проведению подготовительных работ по строительству „Южного потока“, а в конечном итоге вынудила „Газпром“ и вовсе отказаться от проекта, „наказав“ партнера почти на 0,8 млрд долларов», — говорит Дмитрий Жарский, директор экспертной группы Veta. По словам эксперта, из-за Болгарии европейцы отказались от прокладки участка Nabucco, который теперь заменит TANAP (его маршрут пройдет мимо Болгарии).

Транзитные амбиции Софии

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы «СКОЛКОВО» Александр Собко не исключает, что София заинтересована в получении газа по «Турецкому потоку», поскольку наверняка обеспокоена возможными проблемами с украинским транзитом, которые могут возникнуть после запуска «ТП».

«Дело в том, что большая часть топлива, идущая по южному украинскому коридору (и затем — по Трансбалканскому газопроводу) предназначена именно для Турции. Когда объемы для Турции будут перенаправлены в „Турецкий поток“, объем транзита по этому коридору резко снизится. И рентабельность транзита по этому направлению всего нескольких миллиардов кубометров для Украины (да и для всего Трансбалканского газопровода) снизится, что приведет к росту себестоимости транзита и возможному новому спору по транзитному договору между Москвой и Киевом», — поясняет Собко АиФ.ru.

В свою очередь, ведущий аналитик Amarkets Артем Деев отмечает, что Болгария заинтересована именно в том, чтобы получать российское топливо не по первой нитке «Турецкого потока», которая практически готова. София хочет импортировать газ напрямую. «Речь идет об элементарном прагматизме, а также экономической целесообразности, продиктованной максимально возможной выгодой. Поставки транзитом через Турцию, в отличие от прямых из России, будут сопряжены с дополнительными транзитными надбавками, которых бедная Болгария хочет избежать. Скорее всего, второго шанса Болгарии уже не дадут», — считает эксперт.

С ним соглашается Жарский: «газовые» провалы Болгарии превратили Турцию в важнейший газотранспортный хаб Средиземноморского региона, и получить такой же статус Софии не удастся.

«Все, что она может получить, да и то при условии, что вновь не повторит ранее совершенных ошибок, — это прокладка части газопровода, ведущего из Турции. Но, строго говоря, это будет уже не „Турецкий поток“, конечная точка маршрута которого — турецко-греческая граница в местечке Ипсала. Если Турция и Болгария договорятся о чем-то, то это исключительно их дело, „Газпром“ может принимать участие в дальнейшем развитии маршрута исключительно в качестве наблюдателя. Болгарии нужен статус транзитера, поскольку он дает право на скидки, но что ей нужно куда больше — это сделать собственную ГТС частью общеевропейской системы», — резюмирует эксперт.