Экономика — это базис развития. Мы привыкли к этому постулату. Только при развитой экономике начинает развиваться культура. Так считается. А может быть, наоборот? Может, культура развивает экономику?
Когда жива традиция?
В перечне поручений президента страны по реализации его Послания Федеральному собранию этого года расширение поддержки местных культурных инициатив, связанных с краеведением, народным творчеством и сохранением исторического наследия народов, указано в первом пункте.
«Будет культура — будет экономика. Наверное, не всегда власти понимают это. Но в последнее время меняется вектор», — сказала на одной из пленарных дискуссий Восточного экономического форума-2019 руководитель приморской региональной молодежной краеведческой общественной организации «Клио» и директор музейно-выставочного центра «Находка» Марина Нургалиева.
А культура растёт на почве традиции, впитывая в себя наследие многих предыдущих поколений. «Клио» начиналась с проекта «Этностиль Приморья»: жителям края предлагалось использовать в повседневной одежде элементы народных костюмов. Зачем? Просто потому, что традиция жива, только если мы ей пользуемся. Когда она не хранится в музее, а становится частью нашей повседневной жизни, как объясняет Нургалиева.
Вряд ли в мегаполисах традиция может оставаться частью жизни. Своим агрессивным ритмом они выдавливают её. А вот малые города остаются хранителями национального духа. В январе этого года на Форуме малых городов и исторических поселений в Коломне Владимир Путин сказал о них так: «Это очень важная составляющая нашей жизни, поскольку в этих населённых пунктах в значительной степени сосредоточена наша история, культура».
В этом году заявки в Фонд президентских грантов из малых городов поступили в том числе на проекты, связанные с сохранением памяти об исторических событиях и эпохах, развитием ремёсел и промыслов. Калининградская Ассоциация деловых женщин хочет организовать «Школу керамики и женских ремёсел» в пос. Янтарный и Синявино. Одновременно с постижением премудростей мастерства возрастные «ученики» будут изучать историю этих мест.
Творческий центр «Амантай» из Башкирии подготовил проект «Казаки России эпохи наполеоновских войн», который будет продолжением уже реализованного на президентский грант проекта, собравшего материалы о национальных конницах этой эпохи. Исторический материал будет систематизирован в планшеты, которые позволят воспроизвести результаты научно-исследовательской реконструкции военного обмундирования, снаряжения и вооружения донских, черноморских, оренбургских, уральских, сибирских, бугских и др. казачьих войск России.
Проект Бурятии выиграл грант Минкультуры. Теперь там собирают старинные песни у живых носителей: ездят по сёлам, где ещё, по словам министра культуры республики Соелмы Дагаевой, остались 80-летние бабушки и дедушки, которые помнят национальные песни.
Будущий главный инженер?
То есть государство вполне себе осознало, что без культуры нет развития. И даже мега-индустриальные и высокорентабельные проекты тормозятся и сворачиваются в депрессивных местах. А бывает наоборот. Маленькая культурная инициатива оживляет умирающий город, становится толчком для других, и следом сюда идут всевозможные инвестпроекты. Директор Центра территориального маркетинга Константин Гаранин знает такие прекрасные истории, правда, это в основном зарубежный опыт.
Но могут ли такие культурные инициативы рассчитывать не только на президентские гранты, но и на поддержку бизнеса? Осознаёт ли он, что в регионах нужно не только «вытаскивать» из земли полезные ископаемые или строить предприятия по принципу государства в государстве, но и приходить в город или район с комплексной программой развития?
По словам Гаранина, замечательный опыт в отношении развития моногородов есть у предприятий «Росатома»: там поддерживают самые разнообразные проекты, чтобы расширить возможности профессиональной и творческой реализации их жителей, а заодно и диверсифицировать экономику.
Нефтяные и газовые компании, ещё по советской традиции, практически содержат инфраструктуру малых северных городов, где ведут добычу, а также спонсируют культурные проекты там. В принципе, чем серьёзнее бизнес, тем лучше он осознаёт: такие вложения необходимы, чтобы нужные производственные показатели достигались быстрее.
Предприятия «Русской медной компании» (РМК) тоже находятся в основном в моногородах. А сейчас она пришла в местность, где традиционно живут представители малых народов: компания собирается начать разработку Малмыжского медного месторождения в Хабаровском крае, которое приобрела в 2018 году, и планирует построить там горно-обогатительное предприятие. Его мощности позволят перерабатывать 56 млн тонн руды в год.
«Мы хотим показать людям перспективу: как они будут расти вместе с нами, приобретая новые профессии, имея стабильную работу. И — с безусловным уважением и принятием их традиций. Видим большую перспективу в сотрудничестве с коренными народами и общинами. Рассчитываем, что они станут основой для трудовых коллективов. Люди, которые чтят свои корни и традиции, ответственны, на них можно положиться. Они уважают свою землю и стремятся остаться жить на родине своих отцов, а мы дадим им работу рядом с домом», — продолжает Шабарова.
По её словам, в компании понимают, что желание улучшать свою жизнь у людей связано с желанием улучшать свою территорию повсюду. И компания помогает в этом жителям территорий своего присутствия. Вот и в Хабаровском крае она собирается поддерживать инициативы в области образования, культуры, народных традиций, сохранения национального языка, развития национальных видов спорта и др.
Сила инициативы
Ну а государство по-прежнему в авангарде поддержки культурных инициатив. Президент поручил выделить в этом году 17 млрд рублей на строительство и реконструкцию сельских музеев и домов культуры и 6 млрд рублей — на поддержку центров культурного развития в малых городах России из средств нацпроекта «Культура». Кроме того, он предложил устранить наконец несправедливость, по поводу которой не раз сетовали сотрудники учреждений культуры: отменить налог на прибыль для региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек — так же, как для медицинских и образовательных организаций.
Более того, государство само инициирует большие проекты в регионах. Уже вовсю создаются 4 культурно-образовательных центра, которые объединят в себе театры, музеи и профильные вузы: в Калининграде, Севастополе, Кемерове и во Владивостоке (на Русском острове). Они свяжут регионы со столичными театрами и музеями, открыв доступ к их искусству и богатствам жителям огромной провинциальной России. Так, в Калининграде планируется создать филиал Большого театра, а в Севастополе ожидают выставки под кураторством Эрмитажа и Третьяковки.
Таким образом, бизнес не только слышит призывы поддерживать культурное развитие регионов, но и видит примеры такой поддержки и таких инвестиций. Станут ли они примерами для подражания?
Справка
К 2024 году на Малмыжском месторождении должно быть создано 2500 рабочих мест, и приоритет в подборе персонала, как заверяют в РМК, будут отдавать жителям поселений, расположенных поблизости.
На базе Хабаровского технического колледжа, Амурского политехнического техникума, Солнечного промышленного техникума начнётся подготовка кадров для будущего предприятия. Для этого компания оснастит образовательные учреждения современным высокотехнологичным оборудованием. Встречи с учениками старших классов школ Нанайского и Амурского районов начнутся уже в этом году: им расскажут о востребованных на горнодобывающих предприятиях профессиях и перспективах молодых специалистов.
Драйвер — это люди
Часто в том или ином регионе долго и упорно ищут драйверы развития территорий, перебирая: крупный инвестпроект, национальный колорит, природные красоты? То, что на одну ступень ставятся бизнес-перспективы, культура и природа, — это уже хороший знак. Значит, понимание того, что одно без другого развиваться не может, сложилось.
Но теперь нужно понять ещё вот что. «Люди — драйвер развития территории!» — уверена Марина Нургалиева. Не отрасли, не проекты, а люди. Потому что будут инициативные и целеустремлённые люди — будут и прекрасные проекты. А таких, по её словам, можно встретить везде: и во власти, и в бизнесе, и в культуре.
Смотрите также:
- «Главное — это начать». История о том, как можно стать миллионером в 19 лет →
- «С мечтой не расставайтесь!» Как открыть успешный бизнес на 60 тыс. руб. →
- Сергей Цивилёв: моя мечта – сделать Кузбасс образцовым регионом →