Альтернатива Суэцкому каналу. Как Казахстан развивает новый Шёлковый путь

Дорога в Казахстане. © / Shutterstock.com

Недавний инцидент в Суэцком канале, когда контейнеровоз перегородил ведущую морскую транспортную артерию планеты, поставил во главу угла вопрос об альтернативных транзитных магистралях. Одна из таких — крупнейшая в мире транспортно-логистическая сеть «Один пояс — один путь», ключевыми участниками которой выступают Китай, Россия и Казахстан. «Аргументы и факты» оценили потенциал маршрута, который исторически исходит от легендарного «Великого шёлкового пути».

   
   

Степной пояс соединил цивилизации

Как известно, история имеет цикличный характер. В начале нашей эры китайцы основали торговый путь, переправляя через необъятные степи в неведанную Европу шёлк, рис, пряности и слоновую кость. За несколько столетий «Великий шёлковый путь», кроме торгово-экономической миссии, выполнил, пожалуй, главную цивилизационную задачу, став источником взаимообогащения разных культур и религий. Отметим, что караваны Шёлкового пути пролегали через современный Казахстан (те самые бескрайние степи) — историческую область Семиречье, Южный Казахстан, города Сайрам, Яссы, Отрар (родину выдающегося мыслителя Востока, духовного наставника казахстанцев Абу Насра аль-Фараби), Тараз и далее в Персию, на Кавказ и в Европу.

Спустя почти две тысячи лет «Великий шёлковый путь» переживает свой ренессанс в виде глобальной евроазиатской инициативы «Один пояс — один путь» (впервые эту идею сформулировал в 2013 году китайский лидер Си Цзиньпин, кстати, во время визита в Казахстан). И вновь одну из важнейших ролей в этом деле играет Казахстан, на который приходится 70% сухопутного транзитного трафика из Китая в Европу и обратно.

Об исторической преемственности транспортной магистрали два года назад высказался первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В своей статье «Семь граней Великой степи» политик писал: «Уникальное географическое расположение Казахстана — в самом центре Евразийского материка — с древнейших времён способствовало возникновению транзитных „коридоров“ между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шёлкового пути — трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии. Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами».

По мнению Назарбаева, именно насельники (от глагола «населять», т. е. коренные жители. — прим. ред.) Великой степи стали ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и средневековья, обеспечивая безупречную организацию и безопасность транспортных артерий. «Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации», — констатировал первый президент Республики Казахстан.

Сегодня в крупнейшей центральноазиатской республике, которая отмечает в этом году 30-летие Независимости, реализуется государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол», сопряжённая с китайским мегапроектом «Один пояс — один путь». Выступая на заседании Казахстанско-Китайского делового совета, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «Нурлы жол» позволит возродить былое величие Шёлкового пути. «Через территорию Казахстана проходит пять железнодорожных и шесть автомобильных международных маршрутов, которые связывают Китай и другие страны Азии с Европой, а также Ближним Востоком. Это позволяет доставлять грузы в Европу из Китая через Казахстан и обратно за 15 дней, тогда как доставка морским путём занимает в два-три раза больше времени», — уточнил президент. Помимо формирования чисто транспортно-логистической инфраструктуры, «Один пояс — один путь» включает в себя расширение таможенного партнёрства и трансграничных финансовых операций, а также создание новых финансовых институтов при региональных организациях сотрудничества.

Торговый мост между Европой и Азией

Стоит отметить, что международные лидеры высоко оценили потенциал возрождённого Шёлкового пути. На форуме «Один пояс — один путь» президент России Владимир Путин сказал: «Россия не только поддерживает проект, но и будет активно участвовать в его реализации совместно со всеми заинтересованными странами». В свою очередь канцлер Германии Ангела Меркель назвала «Новый шёлковый путь» — «важным проектом», в котором «Евросоюз хотел бы играть активную роль». А канцлер казначейства Великобритании Филип Хаммонд, выступая в 2019 году на саммите в Китае, заявил, что инициатива Belt and Road («Пояс и путь») обладает «колоссальным потенциалом в том, что касается распространения процветания и устойчивого развития». «Проект с поистине грандиозными целями может затронуть 70% населения планеты», — убеждён Хаммонд. В итоге документы о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс — один путь» на сегодня подписали 138 стран и 31 международная организация. Казахстан в этом глобальном ключе играет незаменимую роль.

   
   

За последний год, несмотря на пандемию коронавируса, Казахстану удалось выстроить новый транспортный каркас, чтобы в перспективе, по словам Касым-Жомарта Токаева, стать торгово-инфраструктурным хабом для всего евразийского континента. В рамках госпрограммы «Нурлы жол» идёт развитие транспортных коридоров по маршрутам «Китай — Казахстан — Россия — Западная Европа», «Китай — Казахстан — Западная Азия», «Китай — Казахстан — Южный Кавказ/Турция — Европа». Уже есть впечатляющие результаты.

По данным Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, по итогам 2020 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом между РК и КНР вырос на 23% (21,6 млн тонн) и в транзитном сообщении — на 22% (7,8 млн тонн). При этом контейнерные перевозки по направлению Китай — Европа — Китай увеличились на 55%.

По Индексу эффективности логистики Всемирного банка LPI Казахстан улучшил свою позицию, поднявшись на 71-е место среди 160 стран. При этом по своевременности поставок грузов Казахстан поднялся сразу на 42 позиции, а по эффективности процесса таможенного оформления — на 21 пункт. В рамках госпрограммы «Нурлы жол» до 2025 года предстоит качественно построить, отремонтировать и реконструировать 27 тысяч километров дорог, всего же планируется реализовать 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге (около 1 трлн рублей).

«Проект „Один пояс — один путь“ для РК очень важен и геоэкономически, и геополитически, и стратегически, — считает заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества российского Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Валентина Комлева. — Во-первых, потому что Китай — серьёзный торговый партнёр Казахстана, готовый серьёзно инвестировать в республику, причём в стратегически значимые проекты. Во-вторых, проект „Один пояс  один путь“ даёт возможность РК становиться не только важным региональным игроком, но и выйти на глобальные мировые рынки. Никаких нет сомнений, что всё это в целом стране очень выгодно. Это выход на более широкие торговые сети, большая экономия по логистике, приличные заработки через логистические центры. А главное — Казахстан становится крупнейшим центром, связывающим Европу и Восток».

Экспертное мнение подтверждается словами президента Токаева. В интервью телерадиокомпании «Мир» глава государства отметил, что «мы резонно позиционируем себя как транзитный торговый мост между Европой и Азией». «Многовекторность, сбалансированность, конструктивизм — вот основополагающие принципы нашей внешней политики. И такая внешняя политика, на мой взгляд, наилучшим образом соответствует геополитическому статусу нашей страны, её географическому расположению, в конце концов. Казахстан всегда стремился стать важным звеном в рамках транспортно-коммуникационных проектов, соединяющих два континента», — подытожил президент.