Академик Аганбегян: дефицит бюджета лучше, чем профицит

Трехлетний бюджет на 2023-2025 годы поступил в Госдуму. 26 октября планируется его первое чтение. 

   
   

«Раньше бюджет приносили в сумках, которые невозможно было поднять, а теперь он весь на одной флешке», — отметил глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. При этом сам проект бюджета — 4844 страницы, а общий пакет документов — 7133 страницы. «Многие материалы есть в интернете в открытом доступе, любой читатель “АиФ” может посмотреть, как будут тратиться бюджетные деньги», — сообщил aif.ru

академик РАН Абел Аганбегян, который 8 октября отмечает 90-летний юбилей. Впрочем, мы все-таки попросили патриарха советской и российской экономической науки прокомментировать многостраничный труд Минфина.

Что лучше — дефицит или профицит?

Aif.ru: — Абел Гезевич, финансовые власти признают, какой этот бюджет сложный, дефицитный, какая неопределенность по нефтегазовым доходам... Где придется затянуть пояса? 

Абел Аганбегян: — Сразу хочу сказать: умеренный дефицит лучше профицита, которым мы почему-то долгие годы гордились. Он является типичным для зарубежных стран. При дефиците больше расходов, что обеспечивает развитие экономики и дополнительные блага для людей. Для покрытия дефицита выпускаются казначейские облигации, которые воспроизводят длинные деньги. А это основа для развития основного и человеческого капитала.

А что такое профицит? Это значит, в стране нет проблем, которые надо решать — все кругом богатые, безработных нет, экономика невероятно развита. Представьте себе не государство, а человека. Как купить новую машину или квартиру без кредита? Невозможно. Надо годами копить, отказывая себе во всем. Но именно так ведет себя наше государство — мы гордимся мнимой экономией и профицитом, но при этом сидим на сундуке с валютой и золотом. У нас заморозили на Западе 300 млрд долл. резервов, а мы даже не заметили этого, потому что и не собирались вкладывать их в собственную экономику. И даже в нынешней ситуации глава Минфина говорит, что вскоре снова будем закупать валюту. Между тем у нас без дела лежат 100 млрд долл. евро и около 400 млрд юаней. И еще 12 трлн руб. в Фонде национального благосостояния. Ну, сколько можно?! У нас 23% жилья не имеет канализации, 40% — ванны или душа. У 18 млн человек доход меньше 13 тыс. руб. По продолжительности жизни мы находимся на 100-м месте, по уровню здоровья — на 119-м, по вложениям в здравоохранение (доля в ВВП) — на 140-м из 189 стран. И при этом посмотрите исполнение статей бюджета на медицину — зачастую даже заложенные деньги не расходуются.

Нажмите для увеличения. 

— В 2023-м на медицине опять решили сэкономить — денег выделили на 4% меньше.

— В 2024-2025 гг. финансирование здравоохранения тоже сокращается. У нас смертность в 2019 г. была 1,8 млн человек, а в 2021 г. уже 2,4 млн. Надо возвращаться не просто к допандемийному уровню (а он итак был высок), а выходить со временем на 1,3 млн (европейский показатель смертности в пересчете на наше население). В такой ситуации надо не сокращать, а увеличивать расходы. 

   
   

Что еще сокращается? Расходы на образование. Они немного увеличиваются в 2023 г. — с 1,32 до 1,36 трлн руб., а потом планомерно урезаются. В 2025 г. будет выделено всего 1,23 трлн руб. А самое резкое сокращение расходов ждет культуру, физкультуру и спорт. Если в 2022 г. на культуру потратили 204 млрд, то в 2025 г. заложено всего 171. 

Ну и я молчу, что расходы на нацэкономику в следующем году решили сократить с 4,7 до 3,5 трлн руб. — на 800 млрд. Это надо было умудриться так сделать.

— Зато соцполитика в плюсе.

— И это правильно. Это пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам.

— Страховые пенсии в следующем году вырастут на 4,8%, социальные — на 3,3%. Но достаточно ли этого?

— Недостаточно, конечно. Если по среднему уровню реальных доходов мы занимаем 50-е место в мире, то по уровню жизни пенсионеров находимся на 88-м. У нас пенсия в два раза ниже, чем в странах с таким же уровнем экономического и социального развития.

— Как бы хотелось залить деньгами и медицину, и образование, и пенсионеров озолотить. А деньги-то где взять? Вон расходы на оборонку растут... 

— Расходы на нацоборону, кстати, не особенно повышаются — в 2023 г. всего на 300 млрд руб. Но непонятно, зачем так сильно увеличивать расходы на нацбезопасность и правоохрану — они повышаются с 2,97 трлн в 2022 г. до 4,69 трлн в 2025 г. Это не имеет отношения к СВО. Зачем нам столько полиции?

Вот вы спросили, где взять деньги. А денег у нас больше, чем нужно. Даже сейчас в условиях санкций. Федеральный бюджет — это лишь пятая часть ВВП. Самый главный мешок с деньгами в стране — банки, в активе которых находится 120 трлн руб. То есть в 4 раза больше, чем весь бюджет. И при этом они дают кредиты населению и бизнесу во многом под ростовщические проценты.

Главное назначение бюджета — это все-таки стать катализатором развития страны. В нем прописываются льготы и особые условия, которые должны дать толчок для этого. Но делать ставку только на безвозвратные деньги нельзя. В стране должны быть доступные инвестиционные кредиты.

— По расчетам Минфина, нефтегазовые доходы бюджета сократятся с 42% в 2022 г. до 30% в 2025 г. Поэтому предлагается увеличивать налоги и сборы. Повышается налог на добычу полезных ископаемых, вводится акциз на газировку, на 3-5% от фонда оплаты труда увеличивается выплата соцвзносов, растет налог на имущество, с 1 декабря повышается коммуналка...

— Я считаю, с Газпрома и других добывающих компаний деньги в бюджет надо брать, они у нас самые прибыльные. Металлургов, может быть, слишком сильно обложили, но тоже ничего страшного. В прошлом году доход российских предприятий и организаций случайно совпал с суммой федерального бюджета — 29 трлн руб. Это рекорд за всю 30-летнюю историю России. Но инвестиций — в основной капитал, в фонд оплаты труда они сделали минимум. Основные деньги были розданы акционерам в виде дивидендов и осели на счетах в отечественных и зарубежных банках. И еще пошли на приобретение зарубежных ценных бумаг. По данным Boston Consulting Group, в офшорах у российских компаний лежит 400 млрд долл.

Так что правильно заставлять добывающие отрасли больше вкладываться в бюджет. А вот повышать социальные взносы, увеличивать налоговую нагрузку на малый бизнес и поднимать тарифы на коммунальные услуги для населения (да еще так сильно) — это неправильно.