Позитив или всё же рецессия? Когда экономика России возобновит рост

Позитив или всё же рецессия?

Стоит отметить, что глава МЭР Алексей Улюкаев выступил в свойственной ему манере с достаточно аккуратным прогнозом. Макроэкономические оценки повышены незначительно, на несколько процентных пунктов. Как сообщил Улюкаев, в своём базовом сценарии ведомство ожидает меньший экономический спад в этом году. Если раньше Минэкономразвития прогнозировало падение ВВП на уровне 3%, то теперь, по оценке МЭР, спад составит 2,8%. «В 2016 году выйдем на рост 2,3%, в 2017–2018 годах — на 2,5%», — отметил Улюкаев.

   
   

Меньшим будет и спад в промышленности, однако, каким именно он будет, глава МЭР не сказал. До этого прогнозировался спад на уровне 1,6%.

Прогноз по инфляции на текущий год понижен до 11,9% с 12,2%, в среднегодовом значении — до 15,7% с 16%.

По словам министра, базовый сценарий Минэкономразвития предполагает стоимость нефти на уровне 50 долларов за баррель в 2015 году, 60 долларов — в 2016 году, 70 долларов — в 2017 году, 80 долларов — в 2018-м.

Курс доллара при среднегодовой цене «чёрного золота» 50 долларов за баррель ожидается на уровне 60 рублей (ранее МЭР прогнозировало 61,5 рубля за доллар). Со следующего года начнётся укрепление российской валюты. «К 2018 году, по нашим расчётам, примерно до 52 рублей за доллар в среднем по году», — добавил Улюкаев.

Признаки стабилизации в национальной экономике видит и премьер-министр Дмитрий Медведев. Выступая с отчётом правительства в Госдуме, он заявил, что после острой фазы кризиса, пришедшейся на конец 2014 года, экономическая ситуация в России налаживается. «Всё, что происходит, — это далеко не самый жёсткий из возможных сценариев. <…> Если оценивать в целом — ситуация в экономике стабилизируется», — уверен глава Кабмина. Точка зрения Медведева подкрепляется окончанием сильных колебаний на валютном рынке, замедлением инфляции, снижением ключевой ставки, а также невысоким уровнем госдолга, безработицы и бюджетного дефицита.

Оптимизм относительно перспектив российской экономики высказывают не только российские власти, но и даже некоторые иностранные финансовые институты. Например, рейтинговое агентство Standard & Poor's в 2015 году прогнозирует спад в 2,7%. Зато в следующем году S&P ожидает роста на 1,9%. Правда, условием для экономического роста агентство называет возвращение нефтяных котировок к отметке 70 долларов за баррель. Аналитики Standard & Poor's считают, что к 2016 году цены на сырьё вполне могут вырасти до такого уровня.

   
   

Всемирный банк хоть и полагает, что пик экономических трудностей в России пройден, но предупреждает, что трудности ещё не закончились. С таким мнением выступила вице-президент ВБ по Европе и Центральной Азии Лора Так после аналогичного заявления президента РФ Владимира Путина в ходе прямой линии. «Думаю, он прав в том, что худшая часть нынешнего шока осталась позади», — заявила она, добавив, что «по-прежнему сохраняется большая неопределённость в том, как будут меняться цены на нефть. Скорее всего, они снова понизятся».

А вот свой последний прогноз по ВВП РФ Международный валютный фонд ухудшил. В МВФ ожидают спада в 3,8% в этом году (на 0,8% больше прошлого прогноза) и 1,1% сокращения в 2016 году (ранее — 1%).

Сомнительный оптимизм

Далеко не всегда чиновники дают обоснованные и объективные оценки текущей ситуации, замечает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», к. э. н. Тамара Касьянова.

«Стоит хотя бы вспомнить декабрьский кризис и то, как высокопоставленные руководители финансового аппарата утверждали незадолго до него, что рубль не менее стабилен, чем доллар. Точный прогноз могут дать только независимые эксперты, смотрящие на всё поле сверху и не преследующие каких-либо целей, кроме констатации фактов. Министерства и ведомства дают прогнозы, которые бы отвечали их потребностям. Западные экономисты смотрят на ситуацию менее оптимистично — МВФ ожидает падения ВВП не только в 2015, но и в 2016 году, Всемирный банк даёт похожие цифры. Однако общие оценки таковы, что к 2017 году ВВП России будет расти. То есть обещанные президентом два года как раз и будут самыми трудными», — добавляет Касьянова.

Что касается курса рубля, сейчас правительству, по словам эксперта, выгоден слабый рубль для покрытия бюджетного дефицита. Слабая валюта также стимулирует внутреннее производство и торговлю. «Например, в Китае слабый юань сделал страну сильной, хотя в последние годы происходит некоторое укрепление национальной валюты — 10 лет назад доллар стоил 8 юаней, сегодня — 6. Рубль пока не застрахован от дальнейшего падения, например до 70 руб. за доллар, если цены на нефть будут всё же заметно снижены в 2015 году. И ЦБ, и Минфин считают такой сценарий вполне возможным», — подчёркивает Касьянова.