Нефтяные спекуляции. Готова ли Россия отказаться от дружбы с Сирией?

Саудовская Аравия уговаривает Россию отказаться от поддержки сирийского президента Башара Асада в обмен на снижение добычи нефти саудитами, что развернёт нефтяные котировки в сторону повышения. Такая информация появилась на страницах газеты New York Times, которая ссылается на саудовских и американских чиновников.

   
   

В Госдуме слухи о предложении Эр-Рияда опровергают. «Переговоров «о сокращении добычи нефти саудовцами в обмен на отказ Москвы от поддержки Асада» не было. Утка», — так прокомментировал заметку в NYT председатель Комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков в своём Твиттере.

По словам депутата, переговоры о ситуации на нефтяном рынке между министром энергетики РФ Александром Новаком и его саудовским коллегой были, но сирийский вопрос на них не затрагивался.

«Обсуждались вопросы относительно нефти, ценообразования, координации деятельности стран-членов ОПЕК и не членов ОПЕК. Переговоры были позитивными и конструктивными. Никакого сирийского измерения в этих переговорах не было», — пояснил Пушков.

Дружба дороже денег

Даже если саудиты действительно предложили бы Москве отказаться от дружбы с Асадом ради роста цен на нефть, Россия вряд ли пошла бы на такой шаг, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Дело в том, что Сирия — ближайший союзник России на Ближнем Востоке, и другого такого соратника просто не будет.

«Можно поддерживать отношения с отдельными странами, с Египтом, например, уже при новом режиме, антиисламистском, но Сирия — наш близкий друг ещё с советских времён, и если РФ уйдёт из Сирии, то она как ключевой игрок уйдёт с Ближнего Востока навсегда. Представьте себе, что если собрать альтернативу, оппозицию Асаду, эта альтернатива будет весьма скептична в отношении России, и благодарности к нам она испытывать не будет. Это хорошо видно на примере 2011 года в Ливии, где РФ всё-таки отказалась от поддержки Муаммара Каддафи и где к власти пришли новые люди, которые не испытывают больших симпатий к России», — пояснил Макаркин АиФ.ru.

Таким образом, туманные экономические перспективы, которые Москва могла бы получить благодаря росту цен на нефть, не так важны России, как геополитические позиции. «Как известно, в1989 году СССР начал отказываться от своих союзников в Восточной Европе, имея в виду, что всё рушится и надо самим пытаться спастись. Я не уверен, что российские власти оценивают нынешнюю ситуацию как критическую, похоже, у них есть представление, что всё равно цены на нефть не будут супернизкими и отскок наверх всё-таки будет, как это было в 2009 году. Конечно, отскок будет не до 100 долларов за баррель, но до уровня 60, может быть, 70 долларов. Причём этот отскок может быть связан с агрессивной ситуацией на рынке, саудиты должны немного наполнять свой бюджет и могут согласиться на сокращение добычи без каких-либо политических условий», — добавляет политолог.

   
   

Игры с нефтью

Напомним, стоимость нефти падает с июля прошлого года, когда баррель марки Brent продавался за 110 долларов, а потом начал стремительно дешеветь до 100, 90, 80 долларов… Дальнейшему обвалу цен на «чёрное золото» способствовал отказ ОПЕК сокращать квоты на добычу углеводородов ради поддержки нефтяных цен. Не секрет, что именно саудиты при поддержке других стран Персидского залива пролоббировали решение, принятое картелем.

Существует версия, что таким образом Саудовская Аравия хочет убрать с рынка конкурента в виде американской сланцевой нефти, добыча которой становится нерентабельной при стоимости барреля в 70–75 долларов (в Саудовской Аравии себестоимость добычи составляет 3–5 долларов).

Масштабное влияние Эр-Рияда на мировой рынок нефти отрицать трудно, но могли ли саудиты в одиночку обвалить цены на углеводороды?

Надо понимать, что «чёрное золото» дешевеет в силу объективных экономических процессов. Работают традиционные рыночные законы, где есть избыток предложения нефти над спросом, и именно поэтому нефть теряет свою ценность.

«Даже если саудиты смогут снизить добычу нефти, возникает вопрос — до какой степени они могут позволить подняться ценам? Мы сейчас видим, что цены поднялись без всякого снижения добычи нефти. С другой стороны, существуют мнения, что до того уровня, который был ещё в прошлом году, они вряд ли поднимутся в обозримой перспективе, если, конечно, ничего экстраординарного не случится. Но снижение добычи Саудовской Аравией — это не экстраординарное событие», — отмечает Алексей Макаркин.

По словам члена независимого экспертного центра «Общественная Дума», адвоката компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко, если Эр-Рияд, как лидер по добыче нефти, всё-таки снизит объёмы своей нефтедобычи, то это приведёт к тому, что разрыв между спросом и предложением существенно сократится, и не исключено, что даже сравняется. «Такая ситуация определённо приведёт к росту цен на нефть. Конечно, из-за этого решения цена не вырастет до 100–110 долларов за баррель, но 70–80 долларов вполне может достигнуть», — считает Литвиненко.

Впрочем, вероятность, что Саудовская Аравия согласится снижать нефтедобычу, Литвиненко оценивает как низкую. «Официальных заявлений об этом со стороны Саудовской Аравии не звучало. Кроме того, если верить заявлениям иностранных СМИ, для снижения объёмов добычи нефти поставили условие России в виде отказа от поддержки сирийского правительства во главе с Башаром Асадом. Всё это явно демонстрирует, что серьёзных планов на снижение объёмов добычи нефти у Саудовской Аравии нет. Тем более, совсем недавно страны ОПЕК отказались снижать квоту на добычу нефти, и вряд ли это решение будет так быстро пересмотрено. Возможно, через некоторое время такое снижение и произойдёт, но не в краткосрочной перспективе», — подчёркивает эксперт.