Ушли в пике. Как политики в России отреагировали на обвал рубля

Сотрудник в офисе московской биржи. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

Ещё накануне утром главной новостью было повышение Банком России ставки рефинансирования сразу до 17 %, но уже вечером её затмила реакция валютного рынка и вывески обменников, показывающие трёхзначные числа. Сегодня курс евро провалился более чем на 3 рубля, но принципиально переломить ситуацию, а уж тем более изменить витающие в воздухе «немандариновые» настроения это уже не может. Кто-то требует отставки правительства, кто-то — прекратить истерику.

   
   

Депутаты моментально отреагировали на повышение ключевой ставки. Кто-то назвал это государственным преступлением. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин предложил рассмотреть вопрос о возможности вызова «на ковёр» главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной и премьер-министра Дмитрия Медведева. Вопрос о возможном визите руководства ЦБ в Госдуму может быть решён завтра в ходе заседания Совета Думы.

В свою очередь, глава бюджетного комитета Андрей Макаров во вторник утром заявил журналистам, что «все крики, которые возникают в этой связи, что этот шаг убивает экономику, эта истерика, которая устроена по поводу решения Центрального банка, свидетельствуют либо о непрофессионализме тех, кто так говорит, либо об их желании действительно обрушить нашу экономику». Приглашение же в Госдуму Набиуллиной он назвал «профанацией» и «попыткой спекулировать на страхах людей».  

Некоторые пошли дальше. В частности, представители думской фракции «Справедливой России» заговорили о возможности отставки правительства. Так, замглавы фракции Олег Нилов заявил в ходе пленарного заседания, что «в воздухе пахнет не свечами и мандаринами», а скорой отставкой правительства. «Я хотел поговорить о послании президента Федеральному собранию, а приходится говорить о послании Центробанком всего нашего народа и всей нашей экономики, которое произошло вчера», — сказал он с трибуны здания на Охотном ряду. Эсер потребовал созвать внеочередное заседание парламента с участием членов кабмина.

Следует напомнить, что одним из оснований для отставки правительства является выражение Госдумой недоверия кабмину, предложение должно быть поддержано президентом. В случае отклонения главой государства инициативы депутатов они имеют право повторно поднять этот вопрос. В таком случае президент обязан сделать одно из двух — распустить либо правительство, либо саму Думу.

Это не первый упрёк в адрес правительства за последнее время. В конце ноября экс-министр финансов Алексей Кудрин не исключил возможности отставки кабмина в обозримом будущем. В конце прошлой недели с требованием смены правительства или хотя бы экономического блока выступил и лидер непарламентской партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Кресло председателя правительства при таком сценарии он прочит как раз Кудрину. В своё время именно Явлинский предложил кандидатуру Евгения Примакова на пост премьер-министра после дефолта 1998 года.  

Реакция на ситуацию в экономике последовала и от узкоспециализированных рынков, что предсказуемо. Сегодня днём стало известно, что на фоне резкого обвала рубля в России остановились продажи туристических путёвок . «Продажи могут не возобновиться, хотя в этом году спрос на турпутёвки и так минимум на 50 % ниже прошлогоднего», — заявила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

   
   

Сам глава Кабмина Дмитрий Медведев, проводя совещание с финансово-экономическим блоком правительства, руководством ЦБ и главами компаний ТЭК, заявил, что рубль «недооценён», а его курс на самом деле не отражает состояние дел в экономике. Причина же всех бед кроется в не зависящих от нас факторах, в частности, затяжном падении цен на нефть.

Помимо призывов отправить в отставку всех и вся российские парламентарии высказывали и конкретные предложения. Уже сегодня зампред Совета Федерации Евгений Бушмин направил обращение главе ЦБ Эльвире Набиуллиной с предложением принятия неотложных мер по стабилизации рубля. Письмо сенатора имеется в распоряжении редакции. Бушмин напоминает, что предлагаемые меры уже помогли стабилизировать банковский рынок во время кризиса 2008 года.

Согласно тексту обращения, Совет Федерации в целом поддерживает политику Банка России, но «крайне обеспокоен» волатильностью валютного курса. Сенатор предлагает 4 шага по выходу из ситуации. Если коротко, то идея парламентария заключается в применении новых инструментов рефинансирования, ведения банковской отчётности (в частности, учитывать активы, номинированные в валюте, по курсу на момент приобретения) и исключении негативного влияния средств, полученных банками по инструментам рефинансирования ЦБ, в целях расчёта норматива ликвидности. Кроме того, предлагается начать программу обмена коротких корпоративных еврооблигаций на длинные дешёвые еврооблигации «Внешэкономбанка» под госгарантии. После этого Бушмин считает целесообразным остановить рефинансирование новых выпусков валютных облигаций, кроме приобретённых по этой программе обмена.

Сенатор уверен, что результатом таких мер может стать снижение давления на золотовалютные резервы и курс рубля, повышение привлекательности кредитования реального сектора. Банки же смогут избежать значительных убытков и вымывания ликвидности, но расплатиться за это низкой доходностью впоследствии.

«По нашему мнению, ситуация требует незамедлительной реакции. Об итогах рассмотрения вышеизложенного просим проинформировать», — говорится в письме.

Правительство, в свою очередь, тоже готовит ряд решений, связанных с увеличением валютного рефинансирования банков, а также обеспечением баланса спроса и предложения валют на рынке.

Сегодня же Госдума рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект о возможности докапитализации системообразующих кредитных организаций для последующего финансирования ими инфраструктурных проектов. Происходить это будет за счёт средств Фонда национального благосостояния. Согласно документу, на эти цели может быть использовано до 10 % средств ФНБ (по состоянию на 1 декабря 2014 года это примерно 394 млрд руб.). Глава думского комитета Андрей Макаров пояснил сегодня журналистам, что сами банки не получат от размещения этих средств как такового дохода, так как проекты должны будут получить средства ФНБ по той же ставке, по которой они будут предоставлены банкам. Макаров заверил, что возможность использования банками средств ФНБ для спекуляций на валютном рынке «абсолютно исключена». По словам Макарова, эта мера — лишь первый шаг, который предстоит сделать правительству по поддержке российской экономики.