Повышение ключевой ставки не оправдало ожиданий Банка России об укреплении рубля — на решение регулятора увеличить ставку до 10,5 % рынок отреагировал стремительным ростом иностранных валют. На вчерашних торгах на Московской валютной бирже курс евро поднимался выше отметки в 70 рублей, на открытии сегодняшних торгов европейская валюта обновила максимум в 71 рубль, а затем (11:50 мск) была пробита небывалая отметка в 72 рубля за евро. Курс доллара приближался к 58 рублям, дорожая до 57,98 рублей.
Крутое пике российской валюты происходит параллельно с падением нефтяных котировок. Так, сырьё марки WTI подешевело до минимумов с июля 2009 года — до 59,92 долларов за баррель.
Впрочем, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ждёт укрепления рубля в 2015 году даже при альтернативном сценарии развития национальной экономики, предусматривающем стоимость «чёрного золота» в 60 долларов за баррель.
«В этом сценарии в 2015 году можно ожидать несколько большее ускорение инфляции, чем в базовом сценарии, из-за меньшего укрепления рубля в течение года, которое мы также ожидаем», — цитирует главу Центробанка ТАСС.
Есть ли шансы на спасение российской валюты и что может развернуть рубль в сторону укрепления? Об этом АиФ.ru узнал у финансовых аналитиков.
Сергей Алин, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал»
Теперь поговорим про внутренние. Что рубль сейчас не спасёт, начнём с этого. Повышение ключевой ставки (в этом мы уже два раза убедились); внеплановые интервенции, скроенные по «плановому» образу и подобию. Сейчас все привыкли к тому, что внеплановые интервенции не так и велики (Банк России заливает 1–2 млрд долларов, и никакого от этого толку нет). Все ждут чего-то, в буквальном смысле сногсшибательного. Интервенции в 1–2 млрд долларов? Вряд ли это сейчас актуально. Лучше подкопить денег и сразу «залить» в рынок 5–10 млрд долларов. Такие объёмы могут напрочь отбить желание спекулировать. Также логично было бы «играть» со временем проведения интервенций, а то часто всё бывает в примерно одно и то же время. Побольше креатива. Ну и если уж ничего не подействует и всё продолжится, действенной мерой может стать продажа экспортёрами валютной выручки. Они её сейчас явно придерживают. Если их обязать продавать, то это окажет несомненную пользу рублю.
Комиссаров Константин, советник председателя совета директоров «Локо-Банка»
Во-вторых, в случае очень существенного потепления в отношениях с Западом: частичного или полного снятия санкций. Но реализация такого сценария маловероятна как минимум до марта будущего года.
В третьих, поддержать рубль может мощная интервенция Банка России, но у этого варианта есть свои за и против.
Яна Трубникова, финансовый аналитик Lionstone Investment Services
Если говорить о повышении ставки как о методе достичь финансовой стабильности, то это, вероятно, оправдано, хотя и не вполне достаточно. К вопросу снижения волатильности на валютном рынке стоит подходить обстоятельно, применяя целый комплекс необходимых мер.
Регулятор предлагает политику ограниченного предложения рубля через систему процентных ставок, когда кредиты становятся дороже, а в результате падения на них спроса уплотняется денежная масса, снижается предложение рубля и национальная валюта укрепляется.
Если рубль и мог отреагировать на данные действия, то это было бы в краткосрочной перспективе, после чего он всё равно бы вернулся к своему ориентиру — цене на нефть.