На голубом газу. Когда Китай станет крупнейшим импортёром топлива из России

В свете геополитической напряжённости в отношениях с Западом Россия активизирует азиатский вектор внешней политики. Основной статьёй экспорта российской экономики по-прежнему являются энергоресурсы, а это значит, что в среднесрочной перспективе всё больше нефти и газа направятся в Азиатско-Тихоокеанский регион.

   
   

На минувших выходных РФ и Китай подписали 17 соглашений, среди которых — меморандум о сотрудничестве в газовой сфере, предполагающий поставки «голубого топлива» из России в КНР по «западному маршруту» и меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией (CNPC).

Комментируя подписанные документы, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что экспорт российского газа в Китай может превысить объёмы поставок топлива в Европу.

По его словам, экспорт газа в КНР будет осуществляться с западносибирских месторождений. «Это та же ресурсная база, которая используется для поставок в Европу», — добавил Миллер.

«В среднесрочной перспективе есть ещё один новый маршрут, который находится на столе переговоров с Китаем, — это поставки трубопроводного газа из района Дальнего Востока. <…> С учётом наращивания поставок по "западному маршруту", в среднесрочной перспективе объёмы поставок в Китай могут превысить текущие объёмы экспорта в Европу», — цитирует Миллера ТАСС.

Поддать газу

В мае 2014 года после многолетних переговоров Россия в лице «Газпрома» и Китай в лице CNPC подписали исторический контракт на экспорт российского газа в Поднебесную. Соглашение рассчитано на 30 лет и годовой объём поставок в 30 млрд кубометров. Экспорт российского газа в Китай начнётся не раньше, чем через 4–6 лет, говорил ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак.

В настоящее время Китай импортирует порядка 20 млрд кубометров газа из Туркмении и 10 млрд кубометров газа из Мьянмы. Кроме того, КНР закупает сжиженный природный газ (СПГ) у Австралии. Но импортируемого Пекином топлива недостаточно для обеспечения растущей потребности КНР в энергоресурсах. По оценкам экспертов, к 2020 году спрос Китая на газ составит 300–350 млрд кубометров, а к 2040 году потребность Поднебесной в газе достигнет 746 млрд кубов. Сами же китайцы в настоящее время добывают лишь 115 млрд кубометров.

   
   

«Большим преимуществом Поднебесной служит ёмкость рынка и колоссальные объёмы потребления. По итогам прошлого года потребность Китая в газе выросла на 26 %, в то время как в нефти — всего на 8 %. Китайский рынок будет становиться всё более и более перспективным. Не стоит забывать, что Поднебесную называют мировым производителем. А для промышленности, как известно, требуется топливо. Многие бренды, особенно класса люкс, начали выводить свои производственные мощности из Китая, чтобы сохранить репутацию. Даже несмотря на это, количество фабрик и заводов в стране колоссально. К тому же по численности населения КНР на протяжении многих лет занимает верхнюю строчку. Кроме того, столкнувшись с серьёзными экологическими проблемами от использования угля, китайские власти стремятся внедрять топливо, которое наносит минимальный вред окружающей среде, т. е. природный газ», — поясняет первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский Союз Инженеров», к.э.н. Иван Андриевский.

Вместо Европы

Рекордсменом по импорту российского газа является Европа — в прошлом году страны Старого света закупили у РФ125 млрд кубометров топлива. Это свидетельствует о зависимости «Газпрома» от европейских потребителей, которые готовы использовать любую возможность, лишь бы отказаться от топлива из РФ. «Третий энергетический пакет, который распространяется на газопровод "Южный поток", в значительной степени осложняет работу "Газпрома" на европейском рынке. Документ призван открыть двери новым игрокам — бизнес по продаже и транспортировке газа должны существовать отдельно. Иными словами, "Газпром" обязан обеспечить доступ к своей трубе третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Фактически Газпром не имеет права использовать все принимающие мощности "Южного потока". В конечном результате предусматривается рост конкуренции среди компаний и снижение стоимости энергоресурсов», — рассуждает Андриевский.

В Брюсселе прекрасно понимают, что ЕС как покупатель нужен РФ не меньше, чем РФ нужна ЕС как экспортёр. Однако после подписания контракта с Китаем стороны уже находятся не в равном положении: у России появился новый рынок сбыта, но при этом ни один добытчик топлива не может дать ЕС столько энергоресурсов, сколько ему надо, чтобы вытеснить «Газпром».

Учитывая, что ЕС проводит работу по снижению зависимости от российского газа, и они добьются определенных результатов в этом, «Газпрому» важно минимизировать выход с европейского рынка, сохраняя доходы компании, и выйти на китайский рынок, чтобы реализовывать объёмы в долгосрочной перспективе, но по низкой цене

Диверсификация сбыта — самый эффективный путь для «Газпрома» для сохранения доходности и дальнейшего развития, считает председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Тарабарин.

«Европейский рынок доходнее китайского, потому что там есть конкуренция, позволяющая держать цены на достаточно высоком уровне, на восточном направлении сбыта российской монополии — только китайский потребитель, это позволяет китайским партнёрам диктовать цену. Учитывая, что ЕС проводит работу по снижению зависимости от российского газа, и они добьются определённых результатов в этом, "Газпрому" важно минимизировать выход с европейского рынка, сохраняя доходы компании, и выйти на китайский рынок, чтобы реализовывать объёмы в долгосрочной перспективе, но по низкой цене. Поэтому стратегически для "Газпрома" важен выход на китайский рынок, но с точки зрения поддержания объёмов продаж, снижающихся в Европе, при этом речь не идёт о переориентации рынка сбыта, поскольку прибыль Газпром получает от высокодоходных европейских контрактов», — пояснил Тарабарин АиФ.ru.

Близость позиций Москвы и Пекина по ключевым политическим вопросам способствует экономическому сближению, а также делает двустороннее сотрудничество более предсказуемым

По мнению Андриевского, контракт с КНР имеет все предпосылки стать более продуктивным, чем с Евросоюзом, и даже приоритетным для российской экономики. «Немаловажным аспектом служит и платёжеспособность сторон: ЕС до конца не восстановился после кризиса в еврозоне, хотя и выполняет свои обязательства по энергетическим контрактам в полной мере; Китай же выступает в качестве крупнейшего мирового заёмщика, в числе его кредиторов числятся и Соединённые Штаты. Кроме того, близость позиций Москвы и Пекина по ключевым политическим вопросам способствует экономическому сближению, а также делает двустороннее сотрудничество более предсказуемым», — констатирует Андриевский.