Меркель спешит на помощь. Заплатят ли налогоплательщики ЕС за долги Киева?

Ангела Меркель. © / Reuters

Несговорчивость Украины в газовом вопросе вкупе со скорым наступлением холодов нервирует Евросоюз и вынуждает искать способы решения этого затянувшегося вопроса. В частности, ЕС рассматривает возможность оплаты долга Киева за счёт европейских налогоплательщиков. С таким предложением выступила канцлер Германии Ангела Меркель.

   
   

«Речь идёт о том, чтобы мы нашли кредит, который позволит преодолеть ситуацию. Мы прошли хороший путь, но до цели пока не добрались. Пока это возможно, ЕС хотел бы найти конкретные решения, но пока необходимы дальнейшие переговоры», — передаёт слова Меркель Deutsche Wirtschafts Nachrichten.

Немецкий канцлер отметила, что «переговоры по газу между Евросоюзом, Россией и Украиной должны быть проведены так, чтобы зимой были обеспечены бесперебойные поставки газа». «Теперь мы сообща должны найти это решение».

«Политическое самоубийство Меркель»

По данным российской стороны, газовый долг Украины составляет 5,3 млрд долларов. С момента перевода «Газпромом» Киева на режим предоплаты украинские власти отказывались признавать требования РФ и возвращать деньги. Относительный компромисс удалось достигнуть только недавно — на полях Миланского саммита украинский президент Пётр Порошенко пообещал, что «Украина будет с газом и с теплом».

Изначальный план возобновления газового партнёрства между Москвой и Киевом предполагал погашение Украиной газовой задолженности в 3,1 млрд долларов в этом году, после чего «Газпром» обязался экспортировать Украине 5 млрд кубометров газа при условии предоплаты по цене 385 долларов за тысячу кубов. Российская сторона настаивала на том, чтобы 2 млрд долга было погашено до начала поставок. Затем РФ пошла на уступки украинским партнёрам, снизив требования «первоначального взноса» с 2 млрд долларов до 1,451 млрд долларов. Остальную сумму в 1,5 млрд долларов Киеву предложили оплатить до Нового года. С требованиями РФ украинские власти соглашаться категорически отказывались, говоря, что возвращать долг они начнут после возобновления поставок топлива. Более того, временные рамки погашения долга в 3,1 млрд долларов не устраивают Киев — возвращать эти деньги Украина хочет вплоть до марта 2015 года.

Опасения Брюсселя относительно стабильности поставок российского топлива в условиях несговорчивости Украины понятны. Во-первых, Киев уже успел зарекомендовать себя, как ненадёжного транзитёра, не раз отбирая топливо, предназначенное для европейских потребителей. А во-вторых, президент РФ Владимир Путин дал понять, что Россия больше не пойдёт на уступки Украине и не станет поставлять топливо в долг.

В Евросоюзе любят поддерживать все антироссийское, но совершенно не готовы раскошеливаться. Европейцы исходят из того, что мы должны платить за последствия их эксперимента
Но готов ли Евросоюз оплачивать газовые долги Украины? По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, Брюссель вряд ли пойдёт на столь широкий жест. «В Евросоюзе любят поддерживать всё антироссийское, но совершенно не готовы раскошеливаться. Европейцы исходят из того, что мы должны платить за последствия их эксперимента», — рассказал Делягин АиФ.ru.    
   

«До тех пор, пока это заявление не будет закреплено в соглашении, оно останется очередным высказыванием. Учитывая европейскую культуру подхода к деловым переговорам, его не надо воспринимать всерьёз. Так устроен европейский мир, что пока соглашение не подписано — это остаётся всего лишь заявлением. Если бы подобное заявление прозвучало в Азии, например в Китае или РФ, то это могло быть воспринято как некое обещание. А здесь это выглядит как пожелание», — считает экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько.

Слова эксперта подтверждаются действиями Брюсселя: спустя месяцы после смены власти на Украине Евросоюз поддерживал новое руководство Незалежной словами, однако оказывать финансовую помощь не спешил. На это обращал внимание и Владимир Путин: «Как известно, наши партнёры в Европе признают легитимность сегодняшних киевских властей, но ничего не делают для того, чтобы поддержать Украину. Ни одного доллара, ни одного евро. Российская Федерация не признаёт легитимности властей в Киеве, но продолжает оказывать экономическую поддержку и субсидирует экономику Украины сотнями миллионов и миллиардами долларов до сих пор», — говорил глава государства на встрече с правительством РФ.

Нюансы европейской культуры ведения переговоров — не единственная причина, свидетельствующая о том, что на деньги европейцев Украине надеяться не следует.

Выделить средства из бюджета Германии – это политическое самоубийство Меркель. Это странно и диковато звучит для избирателей в Германии, они не понимают, почему страна, которая не является членом ЕС, может получить помощь

Прежде всего, непонятен механизм поиска необходимой суммы, поскольку в бюджетах стран ЕС всё расписано с европейской педантичностью до каждого евро. Понятна ситуация, когда Брюссель оказывал финансовую поддержку Греции или Испании. Но Греция и Испания, в отличие от Украины, являются членами Евросоюза.

«Выделить средства из бюджета Германии — это политическое самоубийство Меркель. Это странно и диковато звучит для избирателей в Германии, они не понимают, почему страна, которая не является членом ЕС, может получить помощь. <…> Выделить из бюджета ЕС — технически очень сложно, необходимо пройти бюрократические процедуры и многочисленные согласования», — отмечает Гинько.

Даже если Европа гипотетически заплатит за Украину, она пойдет на большие риски, потому что Украина не вернет эти деньги. В Киеве давно существует стойкое убеждение, что за какие-то великие политические достижения Украины кредиты МВФ и Всемирного банка отдавать не нужно

Эксперт напоминает, что европейские чиновники уже не раз высказывали опасения относительно выделения денег Киеву и требовали от Украины соблюдения бюджетной прозрачности. «Проще говоря, у Брюсселя есть подозрения, что Украина превратилась в чёрную финансовую дыру, куда можно перевести деньги, а они непонятно куда денутся: будут, мягко говоря, нецелесообразно израсходованы или вовсе исчезнут. Даже если Европа гипотетически заплатит за Украину, она пойдёт на большие риски, потому что Украина не вернёт эти деньги. В Киеве давно существует стойкое убеждение, что за какие-то великие политические достижения Украины кредиты МВФ и Всемирного банка отдавать не нужно», — добавляет экономист.

Между тем старшему аналитику компании «Альпари» Анне Бодровой вероятность того, что европейские налогоплательщики всё-таки заплатят за долги Украины, видится достаточно высокой. «Однако ещё более вероятен следующий сценарий: Украина ассоциируется с Евросоюзом, после чего ЕС получает всю полную информацию об активах, финансах, мощностях Украины. Эти активы как будто продаются европейским конгломератам по цене ниже рыночной — этими суммами Киев и будет рассчитываться по предыдущим долгам. В конечном итоге, Украина лишится активов и не заработает на этом», — не исключает Бодрова.

«Деньги у Украины есть»

Эксперты, опрошенные АиФ.ru, не исключают, что деньги на оплату долга перед «Газпромом» у Киева всё-таки есть, а несговорчивость Украины носит политический характер.

«Денежные средства к ним поступали в значительном объёме, и 3,2 млрд евро — майский транш, и один с небольшим миллиард евро поступал в сентябре от МВФ», — отмечает Владислав Гинько.

Кроме того, надо понимать, что газ — это рыночный товар. То есть при получении топлива Украина продаёт его внутри страны — промышленным потребителям. Киев собрал около половины платежей за реализованные в стране энергоресурсы, с помощью этих средств «Нафтогаз» мог бы рассчитаться с «Газпромом».

«Если вы получили 11 млрд кубометров газа, вы его уже частично продали, частично закачали, вы же не с нуля начали работать. Вы же собирали платежи и раньше. Собрать деньги — вообще не проблема. <…> Есть ещё такой механизм получения средств, как внутренние кредитные ресурсы. Правительство Яценюка под свои же гарантии может занять у украинских банков, но Киев этот механизм не использует», — недоумевает Гинько.

Между тем Украина не оставляет надежды снизить зависимость от российского топлива. В настоящее время Киев рассматривает несколько способов диверсификации импорта топлива. Один из них — строительство украинско-польского трубопровода протяжённостью 110 километров и стоимостью до 245 млн долларов. Другой идеей Украины является строительство терминала по приёму сжиженного природного газа (СПГ) в Одессе. Стоимость этого проекта оценивается в 4,6 млрд долларов. На фоне жалоб Киева по поводу экономической катастрофы реализация таких проектов выглядит как минимум странно.