Замкнутый круг: почему бензин не дешевеет вслед за нефтью?

Краеугольным камнем всех экономических вопросов является стоимость бензина на заправках. Исходя из неё высчитываются цены на бытовые товары и продукты питания (их подвоз осуществляется автотранспортом), стоимость перевозки людей и грузов, а также стоимость работ с использованием автотехники. Мы привыкли к тому, что ценники на заправках только растут, догоняя дорожающую нефть. Однако сейчас мировые цены на нефть падают: стоимость барреля марки Brent в прошлый четверг снизилась до $89,23; напомним, что месяц назад её стоимость составляла $100. При этом цены на бензин в России не только не снижаются, но и растут, опережая график.

   
   

Согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоимость бензина на заправках увеличивается быстрее, чем это прогнозировалось в начале года: в сентябре розничная цена АИ-95 выросла на 6,3 %, АИ-92 подорожал на 7 % (в сравнении с январём). А согласно данным Росстата, рост цен с 29 сентября по 5 октября составил 0,3 % (против 0,2 % неделей ранее). Таким образом, стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 составила уже 32,24 и 35,02 рубля соответственно. Почему же бензин в рознице не дешевеет вслед за нефтью? С таким вопросом АиФ.ru обратился к экспертам.

Одним из факторов, влияющих на рост цен, остаётся сезонный: высокий спрос на топливо обусловлен концом периода отпусков и началом деловой жизни. При этом спрос на бензин пока что превышает предложение. Об этом рассказал заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований «Кортес» Александр Шкурин: «Одна из причин роста оптовых цен на бензин вполне объективная: это повышенный сезонный спрос на топливо, связанный с уборочной страдой и возобновлением деловой активности. Между тем НПЗ «Роснефти» всё ещё находится на ремонте после аварии, а ряд белорусских НПЗ закрыты на плановое обслуживание. Таким образом, спрос сейчас несколько превышает предложение, возникает дефицит».

Другие причины для его возникновения — инфляция и рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отметил содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. «Высокая инфляция и сезонный рост спроса при несколько ограниченном предложении — вот факторы, которые нивелируют снижение мировых цен на нефть. Кроме того, мы сейчас наблюдаем определённый налоговый манёвр со стороны нефтяных компаний: НДПИ растёт, а экспортные пошлины снижаются. То есть продавать нефть за границу оказывается выгоднее, чем на внутренний рынок», — отметил эксперт.

Кроме того, продолжил он, снижение мировых цен на нефть образует в российской экономике порочный круг: «Снижение цен на нефть повлечёт за собой обесценивание рубля, и розничная стоимость бензина в результате только вырастет». Единственной возможностью для снижения розничных цен на бензин, по мнению Бирга, является повышение экспортных пошлин вкупе с ростом производства топлива.

До конца года цены на бензин могут подрасти ещё на 0,5–1,4 %. Таким прогнозом с АиФ.ru поделились аналитики компании Thomson Reuters KORTES: «За девять месяцев текущего года инфляция составила 6,33 %. Таким образом, розничные цены уже превысили уровень инфляции более чем на 2,5 %. Но наши эксперты ожидают стабилизации ситуации в рознице, и с учётом роста инфляции в октябре – декабре прогноз по росту цен в розничном секторе остаётся в силе, а именно: +2–3 % к уровню инфляции на конец года. Если исходить из прогноза уровня инфляции на конец года 7,5 %, то до конца года цены могут подрасти ещё на 0,5–1,4 %».

Напомним, что максимальная розничная стоимость бензина марки А-92/93 в октябре составила 40,03 руб./л (Республика Саха (Якутия)), а минимальная — 29,32 руб./л (Кемеровская область). Самый большой рост цен на бензин марки А-92/93 за анализируемый период составил 15,10 % (Иркутская область), а минимальный — 0,65 % (Камчатский край).