Компромисс в Брюсселе
Попытки найти компромисс в спорах об экономических последствиях ассоциации Украины с Евросоюзом близки к провалу из-за позиции украинских политиков.
Напомним, 12 сентября на переговорах в Брюсселе между главой МИД Украины Павлом Климкиным, российским министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и еврокомиссаром по вопросам торговли Карлом де Гюхтом было достигнуто соглашение об отсрочке вступления в силу тех положений соглашения об ассоциации Украины с ЕС, которые касаются создания зоны свободной торговли, до 1 января 2016 года.
Срок, оставшийся до этого момента, стороны намеревались использовать для сближения позиций в вопросах, связанных с возможным экономическим ущербом, который может понести Россия в новых условиях.
Фактически в обмен на отсрочку Россия отказывалась от введения тотальных ограничений на украинские товары. Эти возможные ограничения грозят окончательно похоронить и без того дышащую на ладан украинскую экономику.
Комиссар ЕС по вопросам торговли Карл де Гюхт заявил, что подобное решение принято с целью «оказать полную поддержку стабилизации на Украине».
«Мы договорились отложить предварительную имплементацию соглашения до конца следующего года... Это даёт определённое время для того, чтобы обсудить все проблемы, которые могут возникнуть», — цитирует де Гюхта агентство Рейтер.
«Баба-яга против!»
Компромисс, достигнутый на переговорах 12 сентября, оказался чрезвычайно хрупким. Представлявший Россию на переговорах Алексей Улюкаев сообщил премьер-министру России Дмитрию Медведеву о намерении направить письмо ЕС и Украине о необходимости юридического закрепления достигнутых договорённостей в связи с евроассоциацией Киева.
«Я подготовил письмо для господина еврокомиссара по торговле и министра иностранных дел Украины, в котором разъясняется следующее: во-первых, мы считаем необходимым соответствующее юридическое оформление достигнутых договорённостей на уровне решения совета министров ЕС и акта Верховной рады Украины, который должен сопровождать процедуру ратификации; во-вторых, мы обращаем внимание наших коллег на то, что "ползучая" имплементация, то есть фактическое принятие решения, будет рассматриваться нами как нарушение соглашения», — цитирует слова Улюкаева официальный сайт Минэкономразвития.
Опасения господина Улюкаева оказались оправданными. Политиков в Киеве сегодня явно больше интересуют парламентские выборы, чем судьба собственной экономики.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что правительство Украины не будет принимать никаких решений относительно отсрочки имплементации соглашения об ассоциации с ЕС.
«Я хотел бы официально заявить о позиции правительства Украины: никто никаких решений о том, что будет отсрочка имплементации соглашения, принимать не будет. И здесь никакой дискуссии по этому вопросу нет», — заявил Яценюк, выступая в эфире программы «Свобода слова» украинского телеканала ICTV.
Глава украинского Минюста Павел Петренко сказал в эфире украинского «Первого национального канала», что правительство Украины не принимало никаких решений об отсрочке или внесении правок в соглашение об ассоциации с Евросоюзом в части зоны свободной торговли. «Позиция правительства чёткая: со следующего дня после ратификации мы начинаем процесс имплементации этого соглашения», — сказал Петренко.
Ранее заместитель главы МИД Украины Даниил Лубкивский ушёл в отставку в знак протеста против брюссельских договорённостей. «Принятое заявление шлёт неправильный сигнал всем: агрессору, союзникам и, главное, украинским гражданам. Именно сейчас наша экономика, как организм во время смертельной болезни, должна самостоятельно вырвать шанс на жизнь. Выбор не откладывается, иначе это не выбор», — заявил Лубкивский.
России не оставляют выбора
Господину Лубкивскому, как человеку, изъясняющемуся исключительно лозунгами, невдомёк: не всякую смертельную болезнь организм способен победить без внешней помощи. Но, похоже, классический вопрос «А что же вы будете кушать зимой?» мало заботит украинских политиков, окончательно потерявших связь с реальностью.
Нет единства относительно договорённостей, достигнутых в Брюсселе, и в самом Евросоюзе. Наиболее воинственные голоса называют его чрезмерной уступкой «агрессивной России» и требуют продолжать давление на Москву, не идя ни на какие компромиссы. Подобного рода настроения будоражат и без того возмущённый разум киевских политиков, что ведёт к новой эскалации конфликта.
Происходящее наносит серьезный удар по репутации комиссара ЕС по торговле Карла де Гюхта, но репутация господина де Гюхта – это последнее, что должно волновать Россию в данной ситуации.
Как отметил Алексей Улюкаев, если фактические действия Киева не будут соответствовать тому, о чём было достигнуто соглашение в Брюсселе, Россия оставляет за собой право вернуться к снятию механизма преференциального режима торговли с Украиной.
То есть, Россия, защищая себя, прикончит то, что некогда называлось украинской экономикой, предоставив разбираться с последствиями Киеву и Брюсселю.
Называя вещи своими именами, сейчас украинские власти пытаются сделать собственной экономике харакири, убеждая граждан в чрезвычайной полезности этого процесса.