«Наше сельское хозяйство уничтожено». Как живётся Болгарии в Евросоюзе?

Мой номер в отеле убирала горничная Цветелина - 45-летний филолог из города Сливена. Её второе высшее образование - инженер, но работу и по этой специальности она найти не может. «Я просидела дома восемь лет, - жалуется Цветелина. - Пошла на зарплату 150 евро в месяц, поскольку проела все сбережения. Хочу накопить на билет, уехать на заработки в Германию. Там посудомойки получают в десять раз больше - сказочная жизнь!» Для многих болгар сейчас это предел мечтаний. В 2007 г. Болгария вступила в ЕС. Но Цветелина, как и большинство её соотечественников, страшно разочарована пребыванием в «единой Европе»: радужные надежды выброшены в мусор. Обозреватель «АиФ» попытался разобраться: почему новые члены ЕС получили от разрекламированного участия в «семье европейских народов» совсем не то, что ожидали?    
   

Конец помидорам

- Сегодня покупал картошку в супермаркете, - рассказывает таксист Александр, проезжая софийский Орлов мост. - Французская, нашей нет. Груши, которые испокон веку росли в Болгарии, привезены из Аргентины. Яблоки, сколько себя помню, валялись навалом в деревнях, но сейчас мы едим итальянские. Персики греческие, огурцы румынские. Наше сельское хозяйство попросту уничтожено. Зачем болгары стремились в Евросоюз? Все отчего-то были уверены, что страны-миллиардеры обязательно сделают нас богаче. А оказалось, им просто нужно захватить наш рынок. 

И в самом деле, в болгар­ских супермаркетах своя продукция почти исчезла. Всем нам со времён СССР памятны болгарские помидоры, но там на прилавках лишь испанские и итальянские. Даже сладкий перец, именуемый в России болгарским, и тот в большин­стве своём из Турции и Нидерландов. Точно так же обстоят дела и с цветами, кои когда-то тоннами экспортировали в Советский Союз. 

«Мы здесь рабы»

«Болгарская роза? Она сдохла, - без сантиментов отзывается продавщица Мария в бутике на бульваре Стамболийского. - У нас в продаже только голландские». Почему страна, славившаяся раньше своими овощами и фруктами, покупает чужие? Ответ прост. Богатые страны ЕС платят своим фермерам дотации - иногда до 40% стоимо­сти тех же помидоров… У Болгарии элементарно нет на это денег, поэтому она не может производить способные конкурировать с импортом груши и яблоки. Да, качество «родных» лучше, но по цене - дороже. Бизнесменам дешевле закупать у соседей-турок либо у греков с голландцами. Страну фактически используют как площадку для сбыта товаров ЕС.

- Евросоюз стал катастрофой для нашего государства, - говорит мне программист Дахир Ламмот, сын сирийского врача, переехавшего в Болгарию. - Мы абсолютно ничего не производим, наши промышленность и сельское хозяйство уничтожены. А ведь подумать только: ещё в конце 80-х Болгария славилась не только помидорами, но и компьютерами «Правец» - лучшими из всего «советского блока». Мастерили телефоны, бытовую технику, телевизоры. Сейчас ничего этого нет. У нас была своя энергия, но теперь по требованию Евросоюза АЭС закрыли, и мы платим за электричество бешеные деньги. Я выскажусь резко: увы, сейчас Болгария - поставщик дешёвых рабов для ЕС. Внутри страны иностранные компании платят нам гроши за ту же работу, которая у них дома оценивается совсем в другие деньги. Наша молодёжь уезжает, не видя здесь будущего и пополняя ряды гаст­арбайтеров в Евросоюзе.

Электробунт

В 2010 г. ЕС постановил, что Болгария должна свернуть выращивание в горах «восточного» табака, того самого, что шёл на набивку популярных у нас болгарских сигарет «Родопи». В этом секторе заняты 200 тыс. человек - все они отправятся на улицу. Официальная безработица составляет 20%, а в каких-то городах, особенно на западе и севере республики, - все 80 (!). Целые города стоят пустыми - множество людей уехали на Запад мыть посуду, подметать тротуары, чистить туалеты: 300 тыс. болгар вкалывают в США, 100 тыс. - в Германии. В 1989 г. в Болгарии проживало 9 млн человек, сейчас - 7 млн… Исчезла четверть населения - в 20 раз (!) больше, чем совокупные потери Болгарии за Первую и Вторую мировые войны. Даже потрёпанная кризисом экономика Греции в сравнении с болгарской выглядит роскошью нефтяного эмирата. Электричество в стране продают по цене золота, благо энергетические концерны по дешёвке скупили австрийцы и чехи, установив запредельные цены, - часто старики получают счета, в 1,5 (!) раза превышающие их пенсию. В 2013 г. тысячи людей, уставших оплачивать дикие счета электрокомпаний, вышли на проспекты драться с полицией.  

- Конечно, ожидания не оправдались, - комментирует ситуацию преподаватель Софийского университета Зорница Ангелова. - Все надеялись: мы въезжаем жить в новый роскошный дом к богатым родственникам, и они помогут нам день­гами. Но выяснилось - они сами копаются в наших чемоданах, забирая последнее. Возможно, через 15-20 лет Болгария заживёт лучше. По крайней мере, нашим студентам доступна для обучения Европа, и мы ездим в страны Евросоюза без виз. Надеюсь, плюсов будет больше.     
   

Я не пытаюсь изобразить страшилку. Однако пример Болгарии весьма показателен: как бывает со странами, мечтавшими разбогатеть на вступлении в ЕС. Динозавры ЕС вроде Британии, Германии и Франции захватывают рынки «новичков», заваливая их своими товарами, высасывают за копейки рабочую силу. ЕС открыто конкурирует с Россией за влияние на страны постсоветского пространства. Это в том числе и спровоцировало войну на Украине. Разумеется, каждое государство вольно само выбирать, с кем ему лучше. Но логичнее было бы не «вестись» на рекламу ЕС. Чтобы не получилось как у болгар.

«Мы все тут замёрзнем зимой благодаря ЕС». Как реагирует Болгария на то, что Евросоюз отбирает у неё российский газ «Южного потока»? Читайте в следующем номере «АиФ».