Назло санкциям. Сможет ли государство контролировать рост цен?

Август в прошлые годы традиционно считался месяцем, когда фиксировалась нулевая инфляция или даже снижение цен в связи с удешевлением плодовоовощной продукции. В этот раз произошло исключение — Росстат подвёл первые инфляционные итоги после того, как РФ наложила эмбарго в отношении товаров из США, ЕС, Норвегии, Австралии и Канады. По данным статистического ведомства, на фоне введённых Россией «аккуратных санкций» в период с 19 по 25 августа зафиксировано удорожание курятины (1,4 %), мороженой рыбы (0,3 %), сливочного масла (0,1 %), свинины (0,9 %), сыров (0,4 %), яблок (0,4 %). Словом, подорожали именно те товары, аналоги которых попали под ограничения. Вместе с тем плодовоовощная продукция в среднем подешевела на 2,5 %. За счёт падения цен на фрукты и овощи недельная инфляция удержалась на уровне 0,1 %.

   
   

«Рост цен на товары, попавшие в список санкций, никакого удивления вызывать не должен по той простой причине, что сокращается товарное предложение. А оно сокращается потому, что около 20 % импорта попало под санкции, эффект замещения не состоялся в полной мере, это потребует нескольких месяцев», — отмечает советник Института современного развития Никита Масленников.

После того, как Москва запретила продукцию из стран, поддержавших санкции в отношении РФ, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам не допустить роста цен. Премьер пообещал, что попытки заработать на продуктовом запрете будут жёстко пресекаться.

Судя по всему, производители и торговые сети не прислушались к угрозам Медведева и задрали цены, о чём свидетельствуют жалобы россиян о завышенных ценах на продовольствие. За одну только неделю в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило 574 обращения о повышении стоимости продуктов. «На сегодняшний день (22 августа) мы получили 515 жалоб по завышенным ценам в рознице, 35 — по оптовым ценам на продовольствие, 15 — по оптовым ценам на рыбу и 9 — по оптовым ценам на сельскохозяйственную продукцию», — заявил РИА Новости представитель ФАС.

Предупредить последующее удорожание продуктов депутаты предлагают с помощью госрегулирования цен. Соответствующий законопроект в Госдуму внесла группа депутатов от КПРФ.

Не допустить стихийного роста цен

Законопроект о государственном и муниципальном регулировании цен на продукты расширяет полномочия правительства, которому предоставляется право устанавливать предельные торговые надбавки на отдельные виды сельскохозяйственного продовольствия, включая товары первой необходимости. К ним авторы инициативы отнесли хлеб с хлебобулочными и макаронными изделиями, овощи, фрукты, сахар, подсолнечное масло, молочные продукты, рыбу и изделия из рыбы, мясо (в т. ч. мясные и колбасные изделия), продукты детского и диетического питания.

Предполагается, что у кабмина будет право устанавливать уровень предельных размеров торговой наценки для производителей первичного сырья (к ним относятся молоко, овощи, злаки) в 45 % от себестоимости их производства. Для переработчиков сырья максимальная наценка может быть установлена на уровне 15 % от отпускной цены производителя сырья. Для организаций оптовой торговли — 10 % от отпускной цены производителя продовольственных товаров. Предельная торговая наценка для организаций розничной торговли и общепита может составить 15 % от отпускной цены производителя или оптовой цены.

   
   

Помимо этого, региональным и местным органам власти будет представлено право устанавливать перечень продовольственных товаров, на которые распространяются максимальная торговая наценка.

Действующий закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», по мнению парламентариев, не учитывает многих пожеланий, «которые необходимо ввести, учитывая нестабильность экономической обстановки и введение экономических санкций в отношении России».

Нынешние нормы, позволяющие властям регулировать цены на основные товары потребления, заложены в законе о торговле. Согласно им, ценовые ограничения могут вводиться на 90 дней. «Но номенклатура продукции, по которой сейчас растут цены, например, на куриное мясо, выходит за пределы той номенклатуры, которая зафиксирована в законе о торговле», — отмечает Масленников.

«Отсутствие госрегулирования ценообразования даже на основные продукты питания и детское питание приводит к стихийному росту цен и сговору торговых сетей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Неконтролируемые цены

Идея коммунистов о госрегулировании ценообразования неплохая, но в условиях рыночной экономики контролировать цены трудно, говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.

«Если государство всерьёз займётся регулированием цен на продукты питания, то деятельность ритейлеров и производителей может стать убыточной. Если издержки на сырьё, аренду, ресурсы ЖКХ и так далее будут расти, а возможности поднять цену не будет, то бизнесу будет невыгодно работать. Необходимо не просто зафиксировать цены на конкретные продукты питания, а сделать так, чтобы их себестоимость на предприятии не увеличивалась, тогда и поднимать отпускную цену не будет нужды», — рассказала Анна Кокорева АиФ.ru.

Попытки регулировать цены несколько раз предпринимались государством. Например, в 2010 году из-за неурожая. Однако после истечения срока «разморозки» цены на продукты начали расти с опережением.

Аналогичная кампания по госрегулированию цен проводилась в 2007 году, когда за два месяца инфляция превысила 2 %. В некоторых регионах продукты питания выросли в цене на четверть. Тогда соотечественники, опасаясь дальнейшего удорожания, штурмовали прилавки магазинов, чтобы запастись впрок. Повышенный спрос только разгонял инфляцию. Крупнейшие производители и продавцы пошли на уступки правительству, согласившись устанавливать на ряд товаров (хлеб, яйца, молоко, подсолнечное масло) торговую наценку не более 10 %. Цены не росли до 30 апреля 2008 года, после чего программа была признана неэффективной и от неё отказались, и сразу же цены взлетели. С октября 2007 года, когда стартовало искусственное сдерживание цен, по май 2008 года стоимость социально значимых продуктов выросла с 5 % до 27 %, свидетельствуют данные Росстата.

«Механизм госрегулирования цен всегда даёт отложенный эффект. <…> Я понимаю резоны, что очень хочется отреагировать на ситуацию и предложить какое-то решение, но если внимательно посмотреть на поведение этих рынков, то, существенно говоря, чем меньше вмешательства, тем более сглажены цены на горизонте. Практика показывает, что как только мы что-то начинаем зажимать, регулировать, а потом отпускаем эти вожжи, рано или поздно возникает пик роста цен именно на эти товары — бизнес пытается компенсировать свои убытки и издержки, которые накопились за эти месяцы действия регулятивного режима», — указывает Масленников.

Выход есть?

С другой стороны, если пустить рост цен на самотёк, то часть продуктов станет неприемлемо дорогой и граждане начнут переходить на более дешёвые товары или откажутся от них вовсе. «Это значит, что продуктовым сетям и производителям в любом случае несдобровать», — полагает Кокорева.

По мнению Масленникова, удержать рост цен можно, начав системную работу с альтернативными поставщиками продовольствия, с отечественными аграрными производителями. «Надо показать, что действительно мы всерьёз и надолго начинаем заниматься структурной реформой в агропроизводстве, инвестировать в создание логистики. Если просто показать бизнесу серьёзность намерений и провести до конца года пару-тройку проектов, это бы охладило аппетиты к повышению цен, по крайней мере у наших поставщиков. <…> Здесь ещё не все возможности регулирования товарного рынка использованы, но эффективность того пути, что предлагают депутаты, будет на среднесрочном горизонте стремиться к нулю», — уверен экономист.