Нефти много не бывает. Почему России выгодно дружить с Ираном

США могут ввести очередные санкции в отношении российских компаний из-за сотрудничества РФ с Ираном в нефтяной сфере, сообщил замминистра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн. В интервью Рейтер чиновник отметил, что пока неясно, заключили ли Москва с Тегераном соглашение об обмене нефти на продовольствие. По его словам, такая сделка могла бы затронуть переговоры по ядерной программе Ирана.

   
   

Обеспокоенность Вашингтона вызвал пятилетний меморандум о взаимопонимании, подписи под которым 5 августа поставили глава Минэнерго РФ Александр Новак и его иранский коллега Бижан Намдар Зангане. Соглашение предполагает поставку в Иран российского оборудования и потребительских товаров в обмен на иранскую нефть. Договор открывает российским компаниям доступ к участию в проектах на территории Ирана по строительству и реконструкции электрогенерации и сетей, а также делает возможными поставки в Иран российских машин, оборудования. В свою очередь, иранская сторона планирует реализовывать через Россию свою нефть, на торговлю которой сейчас наложено эмбарго со стороны стран Запада. Ожидается, что первые контракты могут быть подписаны уже в начале сентября этого года.

Изначально предполагалось, что Иран будет поставлять РФ существенные объёмы нефти — порядка 500 тысяч баррелей в день, или 25 млн тонн в год, что составляет около четверти всей иранской нефтедобычи. Однако на данный момент удалось согласовать куда более скромные цифры — 2,5–3 млн тонн в год, пишет «Коммерсантъ».

Проводить операции по купле-продаже энергоносителя будет специально созданный трейдер, а малые объёмы позволят свести к минимуму возможное влияние западных санкций. Иран при этом готов продавать нефть «с небольшим дисконтом к Brent», порядка $5 на баррель.

За санкционными баррикадами

Решение Москвы и Тегерана о расширении сотрудничества можно назвать стратегическим для обеих стран, оказавшихся по одну сторону «санкционных баррикад». Для России оно означает двойную выгоду от перепродажи энергоносителя и временное «устранение» Ирана как конкурента на мировом рынке нефти.

«Сбыт российских товаров в Иран в обмен на покупку их нефти — лишь вершина айсберга, а истинная цель сделки кроется глубоко под водой. Как мы все уже давно поняли, США не хотят идти на сближение с Ираном и освободить страну от санкций, даже несмотря на то, что Иран выполняет все выдвигаемые Штатами требования», — отмечает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Она напоминает, что Запад заподозрил страну в разработке ядерного оружия, которое вскоре будет направлено против мирного населения, а всяческие попытки Ирана доказать свои мирные намерения сопровождались новыми санкциями.

ЕС и США наложили запрет на импорт, покупку и транспортировку иранской нефти, торговлю золотом и драгоценными металлами с иранским правительством, госучреждениями и Центробанком. После обострения отношения Ирана с Западом в иностранных банках было заморожено порядка 550 млн долларов, принадлежащих иранскому правительству. Все эти действия привели к тому, что Иран, некогда занимавший второе место по добыче нефти среди стран ОПЕК, опустился на шестое. Суточная добыча «чёрного золота» упала с 3,5 млн баррелей до 750 тысяч баррелей, а экспорт нефти сократился на 60 %. Из-за давления Запада доходы Ирана уменьшились на 14 %.

Для России это двойной заработок: во-первых, это доход от перепродажи иранской нефти, во-вторых, сбыт российских товаров, что автоматически поддержит наших производителей.
   
   

Меморандум о сотрудничестве, подписанный Новаком и Бижаном Намдаром Зангане, — это тактический ход, поскольку Брюссель и Вашингтон отказались от иранской нефти, но при этом нефть из РФ по-прежнему пользуется спросом. Следовательно, Россия может не только помочь Ирану, но и получить выгоду для себя.

«Россия приобретает иранскую нефть, которая под запретом на Западе, и перепродаёт её той же Европе, но как российскую. Получается реэкспорт иранской нефти. В обмен на эту услугу Иран будет получать российские товары. В условиях, когда их нефть не продаётся, а доходы снижаются, — это лучше, чем просто ничего. Для России это двойной заработок: во-первых, это доход от перепродажи иранской нефти, во-вторых, сбыт российских товаров, что автоматически поддержит наших производителей. В итоге выручка от проданной нефти будет выше, чем суммарная стоимость поставленных товаров», — объяснила Кокорева корреспонденту АиФ.ru.

Важен и тот факт, что, сделав Иран своим партнёром, Россия автоматически устраняет его как конкурента на нефтяном рынке. «Возвращение Ирана на нефтяной рынок будет означать снижение цен на нефть и, соответственно, денежные потери для России, поэтому покупка нефти у Ирана даст России контроль над ситуацией. Цена покупки иранской нефти не будет высокой, и Россия, перепродавая её тому же Китаю, получит для себя хорошую финансовую выгоду», — отмечает юрист компании «Налоговик», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Марина Емельянцева.

Преимущества

Россия, как и Иран, ощутила на себе санкции США и ЕС, а значит, сотрудничество с Ираном важно ещё и в том плане, что санкционные страны могут объединяться, содействовать друг другу и вместе снижать негативное влияние санкций, отмечает Емельянцева. По её словам, Иран может выступить в данном случае как «друг по несчастью» и помочь России противостоять США и ЕС.

Позиция и влияние России в мире повысится из-за сотрудничества с Ираном, который, кстати, активно создает ядерное оружие, поэтому «дружить» с ним все же стоит.

«Иран позволит России реализовать новые совместные проекты в различных и стратегически важных областях, предоставит новый рынок сбыта, новые торговые связи и отношения, а это дополнительные вливания в российскую экономику. Кроме того, появится возможность осуществлять инвестиции в разработку нефтяных и газовых месторождений на территории Ирана, что в будущем может принести хорошие дивиденды», — убеждена Емельянцева.

Более того, взаиморасчёты между Москвой и Тегераном могут проводиться в рублях или в валютах тех стран, которые не поддержали санкции в отношении РФ и Ирана. Это снизит зависимость сторон от доллара и укрепит рубль, полагает эксперт. Напомним, вопрос о переводе расчётов с партнёрами в рубли и иные валюты встал остро сразу после введения первых санкций США. Первые шаги на этом пути уже делаются: так, «Газпром», заключивший с Китаем крупнейший 30-летний контракт по газовым поставкам, заявил, что не видит рисков и готов переходить на расчёты с КНР в рублях и юанях.

«Позиция и влияние России в мире повысятся из-за сотрудничества с Ираном, который, кстати, активно создаёт ядерное оружие, поэтому «дружить» с ним всё же стоит. Внешнеполитическая независимость России возрастёт из-за сотрудничества с Ираном.

Плюс Иран — выгодный стратегический партнёр в плане нефтяного рынка, поскольку иранский нефтяной рынок очень привлекателен, и Россия тем самым займёт своё, надо сказать, весьма хорошее место на этом рынке, опередив западные компании», — резюмирует эксперт.