Европа перекрывает газ. Что потеряет ЕС в случае отказа от «Южного потока»

Газопровод «Южный поток». © / Reuters

Сербия вынуждена приостановить работы по проекту «Южный поток» до тех пор, пока не завершатся переговоры между Болгарией, Россией и Евросоюзом, сообщила вице-премьер и министр по делам транспорта и инфраструктуры страны Зорана Михайлович.

   
   

«Болгария — это центр. Таким образом, пока не будут окончены переговоры Болгарии с Брюсселем и Евросоюза с Россией, стоим и мы. Или пока Россия не изменит маршрут. Но в любом случае, и первый, и второй сценарий означают отсрочку работ в нашей стране», — цитируют Михайлович сербские СМИ.

После этого заявления премьер-министр Сербии Александр Вучич поспешил заверить, что правительство не принимало решений относительно строительства газопровода. «Что касается «Южного потока», то Сербия выполняет свои обязательства, как и было запланировано. Возможно, другое решение будет принято правительством Сербии», — цитирует Вучича сербское агентство Танюг.

Накануне о приостановке реализации проекта объявил премьер-министр Болгарии Пламен Орешарский. «В настоящее время поступил запрос со стороны Еврокомиссии, после чего мы приостановили текущую работу, я об этом распорядился. После дополнительных консультаций с Брюсселем будет определён ход дальнейшей работы», — заявил Орешарский, слова которого приводит ИТАР-ТАСС. «Да, фактически распорядился остановить действия по строительству, точнее, по работе, так как его фактическое строительство ещё не началось, до уточнения дальнейшей процедуры с Брюсселем», — добавил болгарский премьер.

Напомним, недавно Еврокомиссия (ЕК) предлагала приостановить реализацию «Южного потока» до тех пор, пока проект не будет приведён в соответствие с нормами Евросоюза. Речь идёт о Третьем энергетическом пакете, согласно которому одна и та же компания не может осуществлять транспортировку газа и вместе с этим заниматься поставками топлива. «Проект должен быть пересмотрен в связи с приоритетами политики энергетической безопасности Евросоюза», — говорила пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера Сабина Бергер. По её словам, ЕК не отказывается от «Южного потока», а только настаивает на том, чтобы проект соответствовал европейским законам.

Что такое проект «Южный поток» и почему он нужен России →

   
   

Балканская неопределённость

География «Южного потока» начинается в России, проходит через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и заканчивается в Италии с отводами в Хорватию. После того как газопровод мощностью 63 млрд кубометров будет введён в эксплуатацию, роль Украины как страны-транзитера газа в ЕС будет сведена к нулю. В этом заинтересована не только Россия, но и Европа, которая уже не раз становилась крайней в газовых распрях Москвы и Киева. Надо сказать, что до этого момента ни Сербия, ни Болгария не собирались откладывать начало строительства «Южного потока». На прошлой неделе сербский министр энергетики Александр Антич признавал, что позиция Белграда в этом вопросе не является решающей, но выражал надежду, что Еврокомиссия найдёт выход из ситуации.

Бывший президент Болгарии Георгий Пырванов также утверждал, что София не станет отказываться от реализации газового проекта. «Болгария не станет заложником в геополитической игре Брюсселя и не откажется от проекта «Южный поток», учитывая, что некоторые страны ЕС свободно получают газ по «Северному потоку». <…> Натиск Брюсселя и попытка политическими, геополитическими и геостратегическими аргументами остановить реализацию «Южного потока» недопустимы», — подчёркивал Пырванов.

Аналогичной точки зрения придерживался и министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев. «Мы должны иметь гарантии поставок природного газа. Этот проект не болгарский, а европейский. <…> Рассчитываю в диалоге с ЕК найти правильное решение. У нас есть право дать ответ на все поставленные вопросы, и мы это сделаем», — говорил ранее Стойнев.

Украинский след

В дальнейшей реализации «Южного потока» ЕС сомневался ещё в апреле — тогда европейские чиновники планировали заморозить проект в качестве санкции против России, сообщал The Daily Telegraph.

На прошлой неделе Гюнтер Эттингер в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitungпризнал, что претензии ЕС к «Южному потоку» обусловлены не только нормами Третьего энергетического пакета, но и позицией РФ по Украине. «На всё накладывает свой отпечаток кризис на Украине», — отметил он.

О необходимости заморозить работы по строительству «Южного потока» говорил и премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Политик убеждён, что с появлением «Южного потока» Евросоюз станет ещё более зависим от России.

«Мы призываем Европейский союз заблокировать «Южный поток». Украина — надёжный транзитер. Мы выполняли и будем выполнять свои обязательства, если Россия не будет мешать», — сообщил глава украинского Кабмина.

Однако, как показывает история газовых отношений РФ и Украины, именно из-за несговорчивости и спекуляций Киева зимой 2009 года европейские потребители на несколько дней остались без российского газа.

Вместе с тем Украина собирается реформировать свой «Нафтогаз» и на его базе создать два публичных акционерных общества «Украинская газотранспортная система» и «Украинские газовые хранилища», которые могут взять под контроль американские и европейские компании.

«Мы предложили США и Евросоюзу совместно использовать и модернизировать украинскую ГТС, для этого мы создаём новую компанию, которая будет заниматься эксплуатацией магистральных газопроводов», — заявил Яценюк.

Глядя на поведение Киева в отношении «Южного потока», нельзя исключать украинского следа в приостановке Сербией и Болгарией работ по строительству газопровода. Дело в том, что появление «Южного потока» обесценивает активы, которые Украина может предложить западным партнёрам.

«Все эти упражнения по поводу «Южного потока» — это способ оказания давления на «Газпром» в переговорах по газу. Но здесь сегодня критический день, когда переговоры возобновляются, «Газпром» ждёт очередного транша по долгам и уже объявил, что вопрос о скидках вполне обсуждаем, просто надо садиться за стол переговоров. Я думаю, и с этим тоже связано давление, чтобы держать в тонусе всех переговорщиков. Как только будет достигнута определённая компромиссная позиция по платежам Украины и по цене следующих поставок, мне кажется, с «Южным потоком» ситуация нормализуется», — полагает советник Института современного развития Никита Масленников.

Европа пилит трубу, на которой сидит?

Для европейских потребителей «Южный поток» в известном смысле серьёзная гарантия энергетической безопасности. Газопровод должен обеспечить энергетическую безопасность Европы в обход Украины, и главное заинтересованное лицо в реализации проекта — ЕС, поэтому вряд ли Брюссель откажется от проекта.

«Я бы сейчас поостерёгся говорить, что проект закрывается или свёртывается. В самом разъяснении, последовавшем от правительства Болгарии, было сказано, что они не выходят из проекта, они приостанавливают работы до тех пор, пока Еврокомиссия не проведёт все необходимые расследования и не получит ответы на все вопросы», — подчёркивает Масленников.

Эксперт не исключает, что и другие страны, участвующие в «Южном потоке», под давлением обстоятельств могут пойти по болгарскому и сербскому пути, но это не будет означать отказ от проекта или его свёртывание.

«С сожалением можно констатировать, что судьба «Южного потока» поставлена в общий контекст на фоне деэскалации кризиса на Украине. Пока возможности и шансы для деэскалации сохраняются, но как это будет интерпретировано во внутриполитический контекст всех событий — большой вопрос», — отмечает эксперт.

По мнению Масленникова, по мере деэскалации украинского конфликта ситуация разрешится.

Стоит отметить, что «Газпром» не один участвует в строительстве «Южного потока», а вместе с европейскими компаниями. Так, помимо российской газовой монополии, учредителями проекта являются итальянская ENI (20 %), немецкая Wintershall (15 %), французская EDF (15 %) компании.

«Газпром получал кредиты от многих западных финансовых институтов. Естественно, тут и коммерческая заинтересованность: «Что мы деньги отдали, как мы их назад получать будем?». <…> Надо не впадать в панику, если у ЕС есть определённые претензии, надо внимательно отнестись и по возможности в максимальные сроки снять те вопросы, которые возникают. Это обычная практика в реализации таких проектов, просто сегодня она сильно окрашена теми событиями, которые происходят на юго-востоке и на Украине в целом. Это объективное обстоятельство, оно, безусловно, усложняет, но, если на минуточку отвлечься, хотя это крайне трудно сделать, можно увидеть, что здесь ситуация абсолютно далека от безнадёжности, со временем всё это будет восстановлено», — констатирует Масленников.