Дёшево, но безвозвратно. Снизятся ли цены на авиабилеты из-за новых тарифов

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении поправок, разрешающих авиаперевозчикам продавать невозвратные билеты. Ожидается, что нововведение поможет снизить стоимость перелётов и стимулировать развитие авиакомпаний-лоукостеров.

   
   

Рисковая экономия

Закон о невозвратных билетах вступает в силу 21 июня. С этого дня при покупке авиабилета пассажирам будет предложен выбор из двух тарифов — возвратного и невозвратного. Первый вариант учитывает риски отказа от перелёта — если пассажир сдаёт билет за 24 часа до окончания регистрации на рейс, стоимость перелёта возмещается в полном объёме, если менее чем за сутки, возвращается 75 % от стоимости билета. Это традиционная схема.

Невозвратный тариф дешевле, но, если пассажир отказывается от поездки, цена билета ему не возвращается. В соответствии с законом, исключения составляют только случаи внезапной болезни, смерти пассажира или путешествующего с ним близкого родственника, а также причины, связанные с задержкой отправления самолёта.

Ценовой вопрос

Невозвратные билеты — один из основных принципов политики лоукост-перевозок, и западные авиакомпании пользуются этим правом. Билеты по такому тарифу продают лоукостеры Канады, США, Германии, Великобритании, Франции, Венгрии и других европейских стран.

По оценке специалистов, разница в стоимости обычных и невозвратных билетов может составлять до 20 %, однако такой дисконт вряд ли повысит доступность авиаперелётов. Дело в том, что цена билета определяется целым рядом факторов — появления одних только невозвратных тарифов недостаточно для того, чтобы российские перевозчики смогли конкурировать с иностранными.

«Если кто-то думает, что иностранные авиакомпании имеют преимущества за счёт невозвратных билетов, то они ошибаются. Там просто хорошо отработанные бизнес-процессы, чёткие схемы использования авиационной техники. Например, когда немецкий лоукостер начал летать во «Внуково», он чётко заключил договор — пребывание машины на земле 32 минуты. У нас почему-то подавляющее число людей думает, что лоукостер — это плотная посадка, ноги к подбородку, отсутствие питания и багажа. На самом деле в основе экономики любого лоукостера лежит высокая интенсивность эксплуатации самолёта», — объясняет авиаэксперт, аналитик ИХ «Финам» Алексей Захаров.

Ещё одна немаловажная причина для низких цен авиабилетов — это стоимость керосина. Сегодня перевозчики жалуются, что цены на авиационное топливо растут быстрыми темпами. Даже глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев признаётся, что не может ничего сделать с нефтяным лобби. Тарифы на перелёт смогут подешеветь, когда цены на топливо будут урегулированы.

   
   

Кроме того, залогом успеха недорогих авиаперевозок являются преференции для бюджетных перевозчиков или специализированные аэропорты, где действуют низкие сборы. Московские аэродромы забиты достаточно плотно — по прогнозам Минтранса, к 2030 году пассажиропоток через Московский авиационный узел вырастет практически в три раза — с сегодняшних 64 миллионов до 180 миллионов человек. «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» уже сейчас не могут делать поблажки дискаунтерам, в противном случае обилие лоукостеров привело бы к транспортному коллапсу. Нет в столичном регионе и аэропорта, предназначенного для лоукостеров. Правда, в планах Минтранса создание ещё одной точки, где и будут развиваться дискаунт-перевозки. Однако строительство нового аэродрома займёт не один год.

По мнению Захарова, при ценах на перелёт российских перевозчиков скидка в виде невозвратных билетов незначительна, поскольку существует большой риск потери денег. Чтобы пассажир развернулся в сторону такого тарифа, перевозки должны быть действительно дешёвыми, чтобы клиент мог без особых потерь отказаться от перелёта. Предположим, невозвратный билет стоит 100 долларов, этими деньгами можно пожертвовать, если возникнет форс-мажорная ситуация и пассажир не сможет совершить полёт. Но если перелёт по невозвратному тарифу будет стоить 10 тысяч рублей, а по обычному — 12 , пассажир предпочтёт переплатить 2 тысячи, но перестраховаться, уверен эксперт.