Вячеслав Телегин: 100 миллиардов недостаточно для модернизации деревень

Вячеслав Телегин © / Из личного архива

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о готовности и дальше поддерживать российские сёла. «Жители села кормят нашу страну. Вы заслуживаете жить достойно. Поэтому социальное развитие села — это ключевое направление для власти. Селу так долго не уделялось должного внимания, что мы вынуждены сегодня вкладываться буквально во всё», — заявил глава правительства.

   
   

Государство готово выделить дополнительные 100 млрд рублей на «социалку» сельских территорий, 7 миллиардов — на дороги, а также 2 миллиарда — на спортивные площадки в школах.

Хватит ли этого, чтобы привести российское село в порядок? Как работают сегодня программы помощи сельхозпроизводителям? АиФ.ru поговорил об этом с Вячеславом Телегиным, председателем совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

Екатерина Донских, «АиФ»: Чем сегодня живёт село? Какие главные нужды у тех людей, которые там живут?

Вячеслав Телегин: Селу нужны школы, больницы, дороги без ям и ухабов — иначе будут ли люди там жить и работать? Работать на земле, которая, между прочим, должна кормить всю страну! Сухие цифры статистики в данном случае лучше всего показывают то, как живёт — а точнее, как умирает — деревня. За 20 лет сёл и деревень стало на 10 тысяч меньше. Медучреждения доступны только половине сельчан. А о комфортном жилье в деревне пока можно только мечтать — его имеют единицы тех, кто живёт вне города. Как в таких условиях удержать в селе молодёжь, работоспособное население? К тому же в других секторах экономики заработная плата в 2–3 раза выше, чем в сельском хозяйстве. С этого года работает госпрограмма «Устойчивого развития сельских территорий», которая рассчитана до 2017 года. По ней на «улучшение жилищных условий» (в том числе на строительство новых домов, водоснабжение, проведение газа и т. д.), на новые школы, фельдшерско-акушерские пункты, клубы, спортплощадки выделяется 300 миллиардов. В масштабах страны — не так уж и много, тем более, для такой многозадачности. Поэтому новость о дополнительных 100 миллиардах радует. Но, конечно, этого недостаточно, ведь слишком низки показатели жизненного уровня, которые нужно поднимать.

А что касается дорог — на них выделяют 7 миллиардов, это много или мало?

– Про дороги отдельный разговор. Мы подсчитали, что от уплаты акцизов только от профессиональной деятельности сельхозпроизводителей (не считая личного транспорта) на солярку, бензин бюджет получает 25 миллиардов в год. Дают же селу 7 миллиардов. То есть вкладываем мы больше, чем получаем. Мы считаем, что на дороги в селе должны выделять хотя бы аналогичную сумму. К тому же сегодня дороги улучшают только в направлении тех населённых пунктов, которые расположены не дальше 5 км от трассы, и при условии, что в них живёт от 120 человек. Но сколько примеров, когда в селе меньше жителей, но успешно работающая ферма, где коров может быть больше, чем в другом населённом пункте, который попадает под параметры 5 км/120 жителей. Малой, но даже более «полезной» деревне разве не нужна качественная дорога? Не «загнётся» ли ферма, если нельзя будет быстро доставить товар до прилавка? Но, если поменяют программу, ухудшатся показатели потребности в дорогах — «испортится» статистика. Да и денег нужно будет в десятки раз больше…

   
   

Большинство целей глобальны, а сегодня конкретного фермера как-то поддерживают? Деньгами или ещё чем-нибудь?

Что касается поддержки непосредственно сельского хозяйства, то есть положительные примеры, когда госденьги доходят до адресата. Мы следим за программой помощи начинающим фермерам (заработала с 2012 года). По разным опросам, до 39 % сельского населения готово начать своё дело. Был бы стартовый капитал. Так вот, по этому гранту можно получить до 1,5 миллиона рублей непосредственно на сельхозпроизводство (покупку земли, семян, техники и т. д.), ещё до 250 тысяч рублей — на социальное обустройство (покупку мебели и т. п.). За год гранты получили больше 2500 фермеров. Но есть проблемы: чтобы выдавались деньги (а ресурсы, понятно, ограничены) как можно большему количеству людей, в некоторых регионах «мельчат» размеры грантов. Дают по 200–500 тысяч. Разве этих денег хватит, чтобы встать на ноги? Да, деньги будут освоены, будет хорошие отчёты — помогли многим. Но большие риски, что эти фермеры не выживут. В итоге деньги будут потрачены впустую.

Хорошо идёт программа развития семейных ферм. Кстати, в последние годы, когда у крупных производителей поголовье коров падает, именно у фермеров оно растёт. Тут проблема одна — средств недостаточно, чтобы развивать это направление. А ведь это реальные рабочие места, которые действительно повышают жизненный уровень сельчан. Ведь то же растениеводство даёт сезонный заработок. А скотоводство — круглый год. И если именно у фермеров получается вести такое хозяйство, почему бы государству не выделить им больше средств?

Если уделить внимание этим, казалось бы, точечным проблемам, удастся привести в порядок огромный пласт сельской экономики.