Запад неожиданно заговорил о предоставлении Киеву финансовой помощи после того, как на Украине освободили экс-премьера Юлию Тимошенко, а полномочия президента были переданы Александру Турчинову. Так, о намерении предоставить Киеву финансовую поддержку заявил министр финансов Великобритании Джордж Осборн.
«Самым главным приоритетом является политическая стабильность и восстановление порядка на улицах Киева и в других городах», — приводит слова Осборна ИТАР-ТАСС.
«Наготове с чековой книжкой»
По словам британского министра, помощь может Украине быть оказана в виде кредитов и будет хорошей инвестицией в украинскую экономику.
«Мы должны быть наготове с чековой книжкой, чтобы помочь народу Украины восстановить свою страну», — подчеркнул он.
Источники в окружении Осборна говорят, что Лондон не будет оказывать помощь Киеву в одностороннем порядке, однако готов внести свою лепту в пакет финансовой поддержки вместе с другими странами.
Действительно, глава британского Минфина не единственный, кто пообещал Украине деньги. Так, лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк и министр финансов США Джейкоб Лью обсудили вопрос обращения Киева в МВФ за финансовой помощью. О готовности выделить Украине 20 млрд евро заявлял и Евросоюз. Инициативу даже поддержала глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, которая раньше категорически отказывалась давать деньги без выполнения таких требований, как повышение тарифов ЖКХ, заморозка пенсий и отмена субсидий сельского хозяйства.
По словам главы Комитета по иностранным делам Европейского парламента Элмара Брока, деньги могут быть выделены после формирования на Украине нового правительства. Финансовая помощь будет направлена на «создание лучших экономических условий для экономического будущего — чтобы приготовить страну к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС», — отметил еврочиновник.
Впрочем, оптимизм Брока разделяют далеко не все. Так, по мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, говорить о том, что Киев скоро получит обещанные 20 млрд евро, ещё рано. «Несмотря на то, что председатель Европарламента пообещал 20 млрд, у него в кармане этих денег нет. Его заявления можно принимать всерьёз настолько же, насколько мы принимаем заявления Владимира Вольфовича. Пока Меркель этого не скажет, все остальные могут говорить что угодно: деньги у неё в кармане, а у них ничего нет», — заявил Жарихин АиФ.ru.
Внезапное желание Евросоюза, МВФ и Штатов оказать Киеву финансовую помощь — не что иное, как яркая иллюстрация геополитики, интересы которой легко просчитываются, считает управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов. «Намерение Запада и других поддержать Украину — это, в общем-то, отражение стратегического желания этих стран направить Киев на западный путь развития. Именно ради этого они готовы давать деньги, хотя понятно, что за разумно короткое время Украина с ними не расплатится. Потому что финансовое положение страны как государства — де-факто банкрот», — объясняет Хестанов.
Финансовая дилемма
Политический кризис на Украине усугубил и без того нестабильную ситуацию в национальной экономике — международные рейтинговые агентства одно за другим снижали рейтинги страны, золотовалютные резервы государства достигли критической отметки, а эксперты говорили о высоком риске дефолта.
То, что ситуация в украинской экономике катастрофическая, признал и новоявленный и. о. президента страны Александр Турчинов. «У нас колоссальные проблемы с пенсионным фондом, с банковской системой», — заявил он.
Между тем с 21 февраля Москва заморозила предоставление кредита Украине. Второй транш в размере 2 млрд долларов Киев не получит до тех пор, пока в стране не стабилизируется политическая обстановка. Всего Россия обещала предоставить Украине 15 млрд долларов, из которых до адресата дошло 3 млрд. Эти деньги поддержали экономику страны на плаву, но их явно недостаточно для спасения государства от кризиса, и эксперты по-прежнему предрекают Украине дефолт. «Положение Украины, мягко говоря, незавидное — страна находится на грани дефолта. Проблемы копились годами — архаичная структура экономики только усугубляет ситуацию. Сейчас средств на казначейском счёте нет. Собственных источников, откуда можно взять средства, у Киева тоже нет. Сейчас же Евросоюз, к которому так тянулась Украина, сам предлагает финансовые вливания. Такой шанс может выпасть единственный раз, и им нужно воспользоваться», — рассуждает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Однако через какое-то время помощь Запада может аукнуться украинцам. Достаточно вспомнить условия договора об ассоциированном членстве с ЕС, который Виктор Янукович отказывался подписывать. Например, помимо непопулярных реформ о замораживании пенсий и зарплат, соглашение предусматривало легализацию однополых браков и недопущение любой формы дискриминации по отношению к представителям сексуальных меньшинств. Если сейчас власти страны примут средства от ЕС, то будут привязаны к Европе обязательствами, считает Касьянова.
Если по каким-то причинам РФ вдруг откажется выделять Киеву оставшуюся часть кредита, страну ждут нелёгкие времена, уверены экономисты. Во-первых, шансов расплатиться с Западом даже в ближайшие пять лет у Украины нет. Во-вторых, 20 млрд евро, которые пока только обещает ЕС, — крайне незначительная сумма, неспособная закрыть все «дыры» в украинской экономике. Показательно, что эта сумма в 10 раз меньше, чем первый транш средств, предоставленный международными кредиторами Греции. Как мы видим сейчас, Афины до сих пор не оправились от кризиса.
«Эти деньги никоим образом не решат украинских проблем. Они всего лишь могут позволить Украине без дефолта начать реформы», — отмечает Хестанов.
Столь внушительный госдолг Украины возник по двум причинам: из-за искусственно завышенного курса гривны и субсидирования внутренних цен на газ для потребителя. «Невозможно вести бизнес, когда государство покупает топливо по цене выше, чем продаёт», — рассуждает эксперт.
Выход из кризисной ситуации возможен только в том случае, если новые власти прекратят субсидировать цены на газ и отпустят курс гривны. Тогда 20 млрд евро, обещанных Европой, должно хватить на то, чтобы спасти страну от дефолта. Но как показывает практика, даже в спокойные времена ни один из президентов Украины на такие меры не решался. А сегодня, когда ситуация в Киеве и регионах всё ещё остаётся критической, вряд ли кто-то из нового правительства захочет опускать национальную валюту и поднимать цены на газ. В противном случае на улицы украинских городов снова могут выйти манифестанты. Но если эти меры не будут предприняты, финансовая помощь от международных кредиторов лишь перенесёт банкротство Украины на год, подытоживает Хестанов.