«Бизнес молодеет». Кристина Кострома — о помощи Москвы предпринимателям

Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома (слева). © / АиФ

На площадке «АиФ» на ПМЭФ-2024 руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома рассказала, как столица помогает предпринимателям и что делать москвичу, если у него есть бизнес-идея.

   
   

Опереться на опыт и город

Дарья Буравчикова, aif.ru:— Кристина Геннадьевна, ваш департамент находится в постоянном тесном контакте с московским бизнес-сообществом. Какая сейчас атмосфера в столичном бизнесе, какие потребности есть? Может быть, как-то меняется ландшафт, какие-то схлопываются сферы или же наоборот — вы чувствуете потенциал роста?

Кристина Кострома: — Вся команда департамента работает в очень тесном диалоге с бизнесом. Потому что важно, чтобы эта политика или те меры, которые город принимает для развития предпринимательства, находили отклик у бизнеса. Мы в ежедневном режиме взаимодействуем с представителями всех отраслей через разные инструменты: через советы предпринимателей, через различные мероприятия, совещания, обсуждения. Сегодня предпринимательская среда меняется. Можно говорить о нескольких тенденциях, которые сейчас явно набирают обороты. Первое — это крайняя активность технологического сектора. Мы видим, что с уходом зарубежных компаний освобождается много ниш, и особенно отрадно, когда российские компании хотят их занять. Мы видим, как расширяются предприятия, как закупается новое оборудование, как в индустрию приходят те компании, которые раньше вообще ничего не производили. Они, например, продавали оборудование из разных стран. Когда сейчас они видят проблемы, связанные с логистикой, с поставками, с платежами, задумываются над тем, а почему бы не запустить собственное производство. Мы это активно поддерживаем. Вторая тенденция — это запрос на кооперацию. Все больше и больше компаний хотят находить российских поставщиков. Это опять же сопряжено со сложностями импортных поставок. Но это тоже нас радует, потому что углубление локализации — это большая задача с точки зрения импортозамещения, с точки зрения технологического суверенитета. Мы также поддерживаем кооперационные проекты, помогаем оснащать производство тем, кто занимается выпуском разных комплектующих компонентов.

Третья тенденция — бизнес молодеет. К нам приходят новые компании, новые команды с совсем молодыми основателями. Мы ведём статистику по технологическому сектору. Если три-четыре года назад средний возраст стартапера, который начинает свой бизнес, был в районе 37 лет, то сейчас мы видим, что это уже 31-32 года. Все больше и больше студентов, выпускников вузов, особенно инженерных, которые хотят воплотить свою идею в жизнь.

Полагаю, что молодёжное предпринимательство в ближайшей перспективе будет сильным, с правильным ростом, особенно в экономическом секторе.

   
   

— А с чем связано то, что бизнес молодеет?

— Растёт интерес к предпринимательскому сектору. Это плоды федеральной политики, потому что сейчас очень много различных программ, связанных со стартапами. Например, образовательные программы в вузах, которые рассказывают, как вести бизнес. Много в этом направлении делает правительство Москвы. Мы работаем с аудиторией. У нас есть собственный продукт Академии инноваторов для выпускников вузов и студентов. Когда к нам приходят, ребята 4-5 курса, выпускники магистратуры, аспирантуры с идеями, и мы помогаем из идеи сделать реальный бизнес-проект. Мы привлекаем инвесторов, выводим молодежь на первую продажу, на первых заказчиков, и это показывает, что все может получиться. То есть ребята начинают в это верить и все больше вовлекаться в процесс.

— Человек, который не в бизнес-среде и не понимает, как все устроено, но хочет начать свое дело, куда должен пойти?

— Все всегда начинается с идеи. У кого-то это может быть ресторан или какое-то небольшое кафе, у кого-то креативное производство собственной керамики, а у кого-то — это айти-стартап или промышленное производство. Дальше есть определённый путь, по которому мы сопровождаем начинающих предпринимателей. Они приходят в ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) и говорят «хочу сделать вот этот проект». Мы задаём им несколько вопросов, помогаем идентифицировать, собственно, в чем идея, какие есть стартовые условия. Потому что у всех статус разный, кто-то пришёл просто с мыслью, у кого-то есть бизнес-план, проработки, есть понимание рынка. Далее команда МБМ маршрутизирует уже по нашим отраслевым командам. По сути дела, их две. Это те, кто занимается технологическим бизнесом. Для этого мы приглашаем начинающего предпринимателя, например, в Академию инноваторов. Потому что важно понять технологию внутри проекта. Посмотреть бизнес-модель, изучить рынок, и все-таки технологические проекты, они немного отличаются. У них, во-первых, финансирование, как правило, венчурное (долгосрочные высокорисковые инвестиции частного капитала — Ред.). Есть определённые механики, как продать свой стартап для того, чтобы привлечь финансирование.

Если это традиционный бизнес, сервисный, может быть, бытовые услуги или ещё что-то, то «МБМ» консультирует по всем мерам поддержки, которые есть. Например, у нас есть прекрасная программа для начинающих предпринимателей. Мы совместно со Сбербанком даём льготный кредит до 5 млн руб. под ставку 9,8%. Это один из самых низких процентов сейчас на рынке, город даёт гарантию под этот кредит, обеспечивая снижение ставки. Соответственно, Сбербанк выдаёт кредит 5 млн на срок до 3 лет.

— Это целевой кредит на создание производства?

— Предприниматель может потратить эти деньги на любые цели, которые сочтет нужным. Главное, чтобы это был начинающий предприниматель, которому до двух лет, потому что традиционно вся наша аналитическая статистика показывает, что самый трудный для бизнеса период — это первые два года. Это так называемая «долина смерти». Когда предприниматель думает, стоит ли ему продолжать, когда идет выстраивание основных бизнес-процессов, команды. Потому что традиционно уже бизнес, который прошёл этот турбулентный период, растёт стабильнее, лучше выходит на выручку, на новые рынки, на новых клиентов.

— Интересно, какой средний период, когда, кроме того, что ты вкладываешь силы, идеи, деньги, начинаешь получать прибыль?

— Все сильно зависит от сферы бизнеса, потому что все индустрии, они по-разному капиталоёмкие и трудоёмкие. Ну, например, предприятия, которым необходимо строить промышленно, когда идут высокие стартовые инвестиции на оборудование, на аренду помещения, на оснащение, на покупку технологий или их разработку, как правило, имеют более длительный цикл. То есть когда мы, допустим, считаем инвестиционные проекты большие, бывают сроки окупаемости 5, 7, 10 лет. Сервисные модели имеют более близкие сроки, 2-3 года. Поэтому все зависит от тех инвестиций, которые предприниматель планирует вложить в модель.

Обучаем, продвигаем, поддерживаем

— А как обстоит дело с экспортом товаров, производимых в Москве?

— Экспорт для нас крайне стратегическое направление. Безусловно, нельзя не сказать, что геополитические факторы сильно повлияли на экспортную повестку, и мы считаем, что город, как никогда, нужен сейчас предпринимателю, потому что очень остро стоит вопрос переориентации на новые рынки, на новые страны. Мы сейчас намного активнее работаем со странами Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, СНГ.

Вся экспортная повестка у нас состоит из трех больших блоков. Первое — мы консультируем и обучаем предпринимателей вообще вести внешнеэкономическую деятельность, потому что есть специфика. У нас даже для этого есть специальный тест. Называется он — тест экспортной готовности. Когда к нам в Московский экспортный центр приходит предприниматель, ему задают определённый перечень вопросов, начиная с того, есть у него сайт на английском языке, и заканчивая, есть ли в штате люди, которые понимают, как идёт оформление трансграничных платежей или как заполнять таможенную декларацию. Так мы понимаем зоны роста для компаний и всячески помогаем им их преодолевать, нанимать людей, находить компетенции, брать экспертизу с рынка.

Словом, мы обучаем и продвигаем. И это, наверное, самый востребованный, самый главный момент. Потому что нам важно показывать наши компании за рубежом, показывать, насколько качественные, прекрасные товары московские производители делают. Мы помогаем выставками, бизнес-миссиями. Мы запустили институт амбассадоров, это когда в разных странах работают наши сотрудники, которые помогают продвигать на рынке нашу продукцию. И это имеет хорошие результаты. У нас есть несколько кейсов, когда благодаря амбассадорам московские компании даже выигрывали гостендеры на поставку товаров за рубеж.

Ну и третий момент — это, конечно, финансовые меры поддержки. Это прямое финансирование, разные гранты и субсидии. В этом году мы ввели новую меру: внедрили прогрессивную шкалу. Мы это сделали по решению мэра Сергея Собянина для того, чтобы ещё больше стимулировать экспорт в части развития и роста. У нас есть мера, она называется «экспортный кэшбэк». Мы возвращаем 10% от экспортного контракта компании, которая экспортирует, до 10 млн.

Например, те, у кого экспорт сильно растёт, на 20% и более, может вернуть не 10%, а 20. Или, например, если компания никогда раньше не экспортировала и у нее первая сделка, она впервые выходишь на экспорт, она может увеличить свой чек в два раза. Это действительно востребованные меры. Экспортеры чувствуют, активно участвуют, и особенно нас радует, что сейчас есть большой потенциал для экспорта высокотехнологичной продукции, тоже за рубежом востребованной и нужной.

— Какими достижениями департамента вы особенно гордитесь и что можно, на ваш взгляд, было бы растиражировать среди других регионов нашей страны?

— Если говорить про какие-то системные большие меры, которые имеют потенцию к масштабированию, я, конечно, не могу не отметить программу, которую по решению мэра мы принимали в 2020 году. Это программа льготного кредитования. Москва первой внедрила инструмент массовой выдачи льготных кредитов со снижением ставки. Мы начали работать через ключевые банки, чтобы предприниматели, приходя напрямую в банк получали финансирование, а Москва давала снижение ставки. С 2020 года на настоящий момент выдано более 330 миллиардов кредитов. 35 000 предпринимателей воспользовались мерой. Мы по своей статистике считаем, что каждый седьмой кредит, который получает малый средний бизнес в Москве, получен при поддержке города. Эта практика, конечно, была активно масштабирована в Федерацию.

Было очень много программ, которые наши коллеги запустили по линии Минэкономразвития. Поэтому мы считаем, что это прекрасная практика. Такой же инструмент был сделан для факторинга. Москва была первой, кто придумал это. И сейчас он также популярен. Я, конечно, не могу не отметить большой пласт работы по инновациям, которые мы делаем. В Москве функционирует Московский инновационный кластер, такой зонтичный проект, который объединяет все наши инициативы и активности по инновациям: это и инновационная инфраструктура с точки зрения строительства технопарков, их размещения, резидентов, это и различные меры поддержки начинающих предпринимателей, программы пилотирования и так далее. Мы активно работаем, сотрудничаем с регионами, потому что считаем, что кооперация не ограничивается границами Москвы. Помогаем выстраивать эти сделки, контакты налаживать для того, чтобы развивалась кооперация.

— А инновации это что, если простым языком, можно объяснить людям, которые не в этой сфере?

— Мы говорим, что инновации — это качественное улучшение продукта или услуги, которые есть на рынке. Это новое изобретение. Это, безусловно, все, что касается научных исследований, разработок, когда учёные создают какие-либо продукты, которые впоследствии воплощаются в реальный сектор. Ну и классическим инновационным сегментом, безусловно, является фармацевтика, когда у нас изобретаются новые лекарственные препараты или, например, медицинские изделия. Сейчас формируется огромный сектор в ветеринарии, то есть, начиная от систем диагностики животных, разных тестов, и заканчивая специальными препаратами. Это, конечно, все, что касается разного вида оборудования, и промышленного, и медицинского. Это огромный пласт новых технологичных товаров, если мы говорим простым языком, которые появляются на рынке, которые внедряются, качественно улучшают жизнь москвичей, жителей нашей прекрасной страны и повышают конкурентоспособность.

— Чем вас лично привлекает предпринимательство? Почему выбрали эту сферу деятельности?

— Меня лично и всю команду департамента вдохновляет то, что и предпринимательство, и инновации — это про созидание и про создание чего-то нового. Мы каждый день видим плоды своего труда. То есть зная, что ты реализуешь сейчас какую-то меру поддержки и, соответственно, принимаешь какой-то акт или программу, то через месяц, через два, три, благодаря этому может открыться новое предприятие, через какой-то более длительный период может открыться завод или ресторан, или сервис, или фитнес-студия, или салон красоты. Когда ты видишь, что создаются прекрасные предприятия, куда идут работать замечательные люди, это, действительно, вдохновляет и даёт новую энергию.