Николай Лесков, писатель, «Сим воспрещается», статья от 23 ноября 1869 г.
Законодательство в России так разошлось с жизнью и её требованиями, что у нас давно исчезла всякая возможность жить, не совершая ежеминутно постоянных преступлений. Благодаря непроглядной сети спутанных, перепутанных, одно другое уничтожающих и одно другому противоречащих запрещений, человеку, желающему не нарушать закона, у нас пришлось бы преодолевать такие неудобства жизни, с какими не знается ни один дикарь, заблудившийся в непроходимых лесах Гвианы.
Зачем и к чему все эти запреты; какой в некоторых из них смысл; какая в них польза? Но если во всех этих запретах есть смысл и польза, то почему же девяносто девять запрещений из ста никем не соблюдаются? И зачем, когда несоблюдение их зримо подрывает авторитет запретителей, этого не искоренят и не запретят, а всё только запрещения растут и растут, и множатся? Зачем это, наконец, никого не смутит и не заставит задуматься?
Взятка воспрещалась. В законе за мздоимство и лихоимство назначались кары, но их почти никто не боялся, и взятки брали все или почти все, а кто их не брал, тех звали простофилями и даже дураками. Это - одна сторона: ею грешили лихоимцы; но у медали есть и другая сторона, которой грешили лиходатели. Взятки давать запрещалось, но без взяток ничего не делалось, да и не могло делаться.
Так и всё у нас соблюдалось: мы никогда не помним стольких охотников курить на улицах, как тогда, когда это было запрещено…
Случаев, где запрещения оказывали бы благие результаты, очень немного. Нашему русскому человеку стоит только сказать:
- Нельзя, мол, нельзя, - запрещается!
Он уже сейчас и приспособится, как это запрещение обойти и одолеть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
Валерий Меладзе: Коррупция - это система >>
Депутат Борис Резник: Коррупция - это многоголовый дракон! >>
Что мешает победить коррупцию в России? Онлайн с Михаилом Делягиным >>