Срок для капитана. Коррупционер осужден, но его покровители остались в тени

Каганский «решал вопросы» на миллионы рублей. Фото: РИА Новости

Бывший капитан милиции и бизнесмен Максим Каганский, прозванный «решальщиком», получил 5,5 года колонии общего режима. Его подельница - экс-следователь столичного главка внутренних дел Нелли Дмитриева пробудет в местах не столь отдалённых и того меньше - 3,5 года.

   
   

Кроме этого, суд обязал приговорённых выплатить государству громадные штрафы, а Каганскому постановил ещё и компенсировать потерпевшим ущерб аж в 23 млн руб. Впрочем, некоторые эксперты посчитали данное наказание чрезвычайно мягким, а сторона защиты, наоборот, его опротестовала.

Нашли по звонку

По мнению суда, Максим Каганский виновен в покушении на мошенничество. В 2009 г. он пообещал коммерсантам за 800 тыс. долл. избавить их от ответственности за неуплату налогов. А в 2011 г. предложил за денежное вознаграждение в 3 млн долл. «решить вопрос» о прекращении их уголовного преследования по обвинению в контрабанде медоборудования. Хотя деловые люди понимали, что сам «решальщик» не имел полномочий принимать подобные решения, они согласились на переговоры. Ведь Каганский обладал репутацией надёжного связующего звена между бизнесом и весьма высокопоставленными правоохранителями. Все знали о его тесной дружбе с генералами, в том числе с начальником Главного следст­венного управления столичного ГУВД Иваном Глуховым и замначальника главка экономической безопасности МВД Андреем Хоревым.

Максим выделялся широтой масштаба своего влияния и желанием жить красиво даже среди самых отъявленных мздоимцев. Его семье (многие активы были записаны на жену Настю) принадлежали разные виды бизнеса - от ресторанного и нефтяного до сельскохозяйст­венного, несколько земельных участков в престижных районах Подмосковья и других регионах страны, квартиры в столице, сеть фитнес-клубов и АЗС, коллекции оружия (в том числе и антикварного). Гаражу «простого капитана» милиции могли позавидовать арабские шейхи - он предпочитал «Бентли» и «Майбах» (одни из самых роскошных и дорогостоящих лимузинов планеты), но не чурался и «БМВ» с «Мерседесами».

Когда обложившие «решальщика» оперативники ФСБ передали доверенным лицам Каганского - двум охранникам и водителю - «куклу» с деньгами, сам адресат, ожидавший «посылку» в ресторане по соседст­ву, чудесным образом исчез. И пустился вместе с супругой в бега. Объявленного в розыск экс-капитана уже отчаялись отыскать, считая, что он скрывается за границей. Однако спустя несколько месяцев один из друзей по телефону поздравил Максима с днём рождения и таким образом раскрыл сыщикам, контролировавшим все каналы связи близких афериста, его местонахождение. Беглеца обнаружили в Новосибирске, где он под присмотром дружест­венной «братвы» проживал в роскошном особняке, а в город выезжал каждый раз на разных авто. Тем не менее его задержали и этапировали в Москву.

Находясь под следствием, Каганский начал активную информационную кампанию в свою защиту. Даже написал письмо президенту, в котором попытался доказать, что стал жертвой внутриведомственных разборок. «Зная мои связи в структурах власти и бизнесе, Сугробов (сегодня руководитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции - ГУЭБиПК МВД. - Прим. ред.) несколько раз настойчиво предлагал мне свои услуги по «крышеванию» моего бизнеса, используя давление на меня со стороны сотрудников ФСБ, покровительствующих ему, - писал Каганский. - Я не давал ему ответов в связи с непомерно большими просьбами за его услуги, которые возросли после его назначения начальником ГУЭБиК МВД России. Сугробов передал мне через общих друзей, что «посадит» меня и что я являюсь его личным врагом». Однако впоследствии эти обвинения не подтвердились.

Погорел на жадности

«К сожалению, это совершенно привычная история, - рассказал «АиФ» высокопоставленный источник в МВД. - Отец Каганского когда-то работал в центральном аппарате министерства и водил дружбу с людьми, носившими большие звёзды. А поскольку генералам самим не пристало мараться в переговорах с разными дельцами, они для этого использовали капитана. Максим быстро втянулся и начал сам искать предпринимателей, которым предлагал покровительство от лица хозяев больших кабинетов. Не забывал он и о собст­венной выгоде. Как можно оставаться честным и бедным, когда твоя работа - «отжимать» для вышестоящего руководст­ва миллионные взятки и даже целые чужие бизнесы? В итоге он уволился из органов, начал стричь купоны с присвоенных предприятий, но так и не вышел из посреднической игры. Только аппетиты крайне выросли. Говорят, что в последнее время Каганский стал класть в карман львиную долю денег, предназначенных для передачи выше. Однако, даже зная это, его не раз пытались «отмазать». К примеру, ему и Дмитриевой смягчили обвинительную статью. Да и получили они, несмотря на нежелание сотрудничать со следствием, весьма немного. Ну а генералам, имена которых не раз назывались во время расследования, пришлось уйти на пенсию. Хорев, по слухам, сейчас живёт в Швейцарии, а Глухова «ушли» в отставку. Однако теневая финансовая система никуда не делась. Сегодня сотрудника могут уволить за то, что сел за руль нетрезвый. Но «крыши» трогать нельзя. Это основа основ системы».    
   

Эти слова подтверждают и эксперты, находящиеся по другую сторону баррикад. «Столь мягкий приговор, вынесенный Каганскому и Дмитриевой, может стать «звоночком» для других коррупционеров, - заявил нам Михаил Салкин, учредитель общественной организации «Московский правозащитный центр». - В нём можно усмотреть и попытку прикрыть своих - ведь обвинение не требовало слишком жёсткого наказания (максимум по этой статье - 10 лет лишения свободы. - Прим. ред.). За аналогичные преступления не сотрудники органов получают гораздо большие сроки. Теперь мошенники имеют возможность освободиться условно-досрочно спустя совсем немного времени. Лишь мизерное число выявленных мздоимцев оказывается за решёткой. Как правило, их просто увольняют со службы. При этом в системе «крышевания» действует пирамидальная схема передачи денег наверх. Подчинённые делятся с начальниками, и так далее. Но доказать ничего не получается. Да и кто это будет делать?»

Мы не знаем, понесут ли когда-нибудь наказание лица, взявшие на работу, опекавшие и продвигавшие по служебной лестнице Каганского, Дмитриеву и других нечистых на руку злоумышленников. Одно совершенно ясно: пока целью правоохранительной системы будет личное обогащение её «винтиков», а не обеспечение безопасности граждан, преступления будут совершаться. Ведь, если в России каким-то чудом наступит мир и покой, наживаться «оборотням» станет не на чем!

Читайте также