«Дело „Оборонсервиса“»: Сметанова рассказала всё в обмен на свободу

Екатерина Сметанова. Фото: Андрея Стенина, РИА Новости

Ей не нужны адвокаты

Екатерина Сметанова, одной из первых оказавшаяся под стражей, заключила сделку со следствием и стала активно давать показания в отношении других фигурантов дела, сообщают источники в правоохранительных органах.

По их данным, Сметанова проявила столь большое рвение по части разоблачения своих подельников, что следователь намерен изменить ей меру пресечения. Уже 10 декабря Сметанова может покинуть стены СИЗО, сменив камеру на домашний арест либо подписку о невыезде.

   
   

Откровения Сметановой пополнили расследуемое дело двумя новыми эпизодами, связанными с ООО «436-й комбинат нерудных ископаемых» в Петербурге и ОАО «Центральная военная экспериментальная картографическая фабрика № 439» в Москве.

В первом случае из-за продажи имущества по заведомо заниженной цене государство потеряло 14 миллионов рублей, во втором – 51 миллион.

Екатерина Сметанова настолько плотно работает со следствием, что даже отказалась от услуг адвокатов. Следствие, в свою очередь, разрешило ей свидание с матерью.

Сметанова – одна из ключевых фигур всей истории, лёгшей в основу «дела „Оборонсервиса“». Весной 2011 года она стала главой ООО «Центр правовой поддержки „Эксперт“», которому «Оборонсервисом» были переданы функции подготовки необходимых для продажи высвобождаемого недвижимого имущества Минобороны документов, наём независимого оценщика и визирование заявки в министерстве. То есть фактически через «Эксперт» и саму Сметанову проходили те самые сделки, в результате которых государство недосчиталось миллиардов рублей.

Никто не хочет быть крайним

Важнейшим обстоятельством является и тот факт, что заседание совета директоров «Оборонсервиса», на котором было принято решение о передаче данных функций ООО «Центр правовой поддержки „Эксперт“», проходило под председательством Анатолия Сердюкова. А непосредственно предложение передать агентские функции по операциям с имуществом Минобороны Екатерине Сметановой исходило от члена совета директоров «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Той самой Васильевой, у которой при обыске следователи нашли не только ювелирные изделия на 3 миллиона долларов, но и самого Анатолия Сердюкова. Той самой Васильевой, которая, в отличие от Сметановой, коротает дни не на нарах в СИЗО, а под домашним арестом в роскошной 13-комнатной квартире.

   
   

Для Сметановой нынешняя «посадка» отнюдь не первая в этом деле. В прошлом декабре она уже фигурировала в деле, связанном с махинациями с имуществом Минобороны. Тогда оперативники задержали гендиректора «Эксперта» по подозрению в получении «отката» в размере 18 миллионов рублей. За эту сумму Сметанова обещала бизнесмену из Самары приобретение без конкурса и по заниженной цене четырёх зданий самарского военторга.

Однако в тот раз главе «Эксперта» крупно повезло – министр Сердюков был ещё в силе, и на следствие стало оказываться сильнейшее давление. В итоге Сметанова сумела отделаться лёгким испугом.

Неисключено, что, когда за Екатериной Сметановой вновь пришли осенью, она рассчитывала на очередное вмешательство «высших сил». Но вскоре стало понятно, что ни Васильевой, ни Сердюкову сейчас не до гендиректора «Эксперта».

Возможно, откровенность Сметановой связана с нежеланием стать «козлом отпущения» в этой истории. Согласитесь, чрезвычайно неприятно сознавать, что пока ты томишься в заключении, товарищи, которым доставался главный кусок пирога, остаются на свободе.

«Санта-Барбара» с юридическим оттенком

Судьба свела Екатерину Сметанову и Евгению Васильеву в конце 1990-х на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Две девушки входили в весёлую компанию, членами которой также были Анатолий Сердюков, Юлия Зубкова и Максим Закутайло.

Ныне Юлия Зубкова, дочь Виктора Зубкова, одного из самых высокопоставленных чиновников России и ближайшего друга Владимира Путина, является женой Анатолия Сердюкова. Ходят упорные слухи, что именно этот брак стал для Анатолия Сердюкова пропуском в большую политику. Те же самые упорные слухи уверяют, что именно гнев Юлии Зубковой в отношении мужа, чрезмерно часто навещающего однокурсницу и коллегу по работе Евгению Васильеву, стал причиной того, что «делу „Оборонсервиса“» был дан ход.

Но если вся эта троица с той или иной степенью комфорта выясняет отношения на свободе, то их друзья Сметанова и Закутайло сидят за решёткой.

Дело в том, что стрела Амура пронзила сердца не только Зубковой и Сердюкова, но и Сметановой и Закутайло. Семейным подрядом муж и жена работали с имуществом Минобороны, так же вместе они отправились и в СИЗО.

Сметанову и Васильеву многие считают близким подругами. Поговаривают даже, что Васильева возила подружку с собой на шопинг в Париж на самолёте Минобороны, выдавая Сметанову за сотрудницу министерства.

У матери Сметановой, Ольги Пожарской, иной взгляд. Она считает, что отношения дочери и Васильевой были отношениями служанки и царицы. По её мнению, в течение многих лет Васильева попросту использовала Екатерину в своих целях.

Если это так, то, по всей видимости, Сметанова поняла, что в этой ситуации она может рассчитывать только на себя. У неё и Закутайло на свободе остались двое детей, и их судьба сейчас волнует Екатерину Сметанову куда больше, нежели благополучие Евгении Васильевой.