Четыре причины отставки Сердюкова. Где правда?

А. Сердюков. Фото: www.globallookpress.com

Что касается повода, то он очевиден - громкое дело о коррупции в «Оборонсервисе», структуре, близкой к А. Сердюкову. Впрочем, до сих пор уголовные дела против махинаторов, завязанных на те или иные ведомства, не приводили к стремительным отставкам их руководителей. Позиции министра здравоохранения М. Зурабова в своё время не поколебали аресты в Фонде обязательного медстрахования, никакие преступления сотрудников МВД не помешали Р. Нургалиеву доработать его главой до конца полномочий правительства. Сколько раз политологи твердили нам, что президент никогда не увольняет людей под давлением внешних обстоятельств - будь то требования оппозиции или подозрения правоохранительных органов. Теперь эти политологи «чешут репу» и рассуждают о новой кадровой политике Кремля.

   
   

Поэтому первая версия причин отставки: в стране дейст­вительно начинается реальная борьба с коррупцией. Невзирая на лица и былые заслуги. Надо ли говорить, что общество такой борьбе будет только рукоплескать?

Версия вторая, которая, впрочем, не отменяет первой: президент укрепляет свои позиции в армейской среде. В стране с началом «болотных» событий стало тревожно, неслучайно власть уделяет такое внимание силовому блоку: в разы повышает зар­платы полиции, спецслужбам, военным. Однако, несмотря на все реверансы в сторону армии (включая колоссальные расходы на перевооружение - около 20 трлн руб. до 2020 г.), многие генералы оставались недовольны. И главным раздражителем служила фигура гражданского министра, приведшего в Минобороны свою команду (во многом женскую) и действовавшего подчас напролом. Бросив к ногам военной элиты голову А. Сердюкова и назначив вместо него С. Шойгу, Путин сделал тонкий политический ход: и уважение генералов заслужил, и в то же время не дал им опять «своего в доску» начальника. Шойгу - не из армейской среды, хотя и знает проблемы Вооружённых сил: МЧС часто взаимодействовало с армией при ликвидации последствий ЧП. Он способен продолжить военную реформу без оглядки на корпоративные интересы, но и не ломая генералитет через колено. Об этом говорят и первые назначения (начальником Генштаба стал командующий ЦВО В. Герасимов, на пост одного из замов министра прочат популярного В. Шаманова).

Третья версия - «мстительная»: отставку Сердюкова пролоббировали влиятельные недоброжелатели. А они были и в оборонном комплексе (с ним команда министра жёстко и порой грубовато торговалась по ценам на вооружения, срывая гособоронзаказ, угрожая перейти на импортную технику), чьи видные представители (вроде Д. Рогозина и С. Чемезова) пользуются особым доверием В. Путина. И чуть ли не в «семейном окружении» самого министра - его отношения с Е. Васильевой, фигуранткой дела «Оборонсервиса», якобы могли не понравиться его тестю - экс-премьеру В. Зубкову. Наконец, есть и четвёртая версия, «финансовая»: кадровые рокировки позволят направить «в нужную сторону» громадные финансовые потоки, идущие в армию и ВПК.

Екатерина Сметанова (слева) - первая обвиняемая по делу «Оборонсервиса» - вместо изысканных блюд дорогих ресторанов уже кушает тюремную баланду. Её подруга и старший товарищ Евгения Васильева готовится? Фото из соцсети

Впрочем, Шойгу отличается практически безупречной репутацией и поистине безграничным доверием В. Путина. Это редкий человек, с которым тот не только вместе работал, но и отдыхал - на рыбалке в сибирской глуши. Из скудного кадрового резерва Кремля на Мин­обороны брошен едва ли не самый ценный ресурс - ценой «оголения» стратегически важной Московской области. И знающие люди утверждают, что это может быть назначение с дальним прицелом. Кто сказал, что список возможных преемников действующего главы государства должен ограничиваться одной-единственной фамилией?

Смотрите также: