Специалисты авторитетного Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернэшнл - Россия» «ТИ-Р» представили членам советов уже второй доклад с оценкой коррупционных рисков в российской атомной отрасли.
«Росатом» первым среди российских государственных корпораций позвал на свою кухню независимую общественную организацию, занятую борьбой с коррупцией. репутация «ТИ-Р» такова, что центр скорее сгустит краски, чем - хотя бы в качестве аванса - приукрасит действительность. Так, похоже, получилось и на этот раз.
Лазейки для коррупции
Анализируя изменения в документах корпорации, которые регулируют правила закупок услуг и товаров, эксперты «ТИ-Р» пришли к выводу: нормативная база меняется к лучшему, но она по-прежнему не гарантирует прозрачности всех процедур.
Так, по словам Юлии Ткачёвой, руководителя правовых проектов «ТИ-Р», среди случайно отобранных 600 закупок, проведённых предприятиями атомной отрасли, 60% были размещены с помощью так называемого запроса котировок цен. В «ТИ-Р» считают, что это снижает уровень конкуренции между поставщиками. Несмотря на то что в единой отраслевой системе закупок, разработанной недавно в «Росатоме», заложено множество норм для обоснования, например, начальных максимальных цен, сами методики носят рекомендательный характер. Общественный контроль затруднён из-за того, что заказчики работ или продукции не обязаны представлять эти свои обоснования.
Кроме того, документы госкорпорации оставляют право выдвигать дополнительные требования к претендентам на исполнение заказа по усмотрению самих заказчиков. Это даёт возможность составлять список требований под конкретного поставщика, то есть повышает риск коррупции и может исключить конкуренцию среди претендентов на заказ. Также сторонний контроль невозможен на этапе планирования, когда принимаются все существенные решения.
Важно, что ещё до размещения заказа можно предотвратить конфликт интересов - связь должностного лица, ответственного за заказ, с одним из поставщиков необходимых услуг или товаров. Но на сегодняшний день механизмы для выявления и предупреждения конфликта интересов среди участников размещения заказа пока отсутствуют.
Некоторые выводы доклада, впрочем, оказались неоднозначными. Например, требование максимальной жёсткости стандартов, которые не позволят заказчику предъявлять дополнительные требования к поставщику специфического оборудования для атомных станций и подобных объектов. Победителем конкурса станет поставщик, который предложит минимальную цену. Но, например, не сможет вовремя обеспечить поставку. «На конкурсе выиграем 100 тыс. долларов, а день простоя АЭС во время пусковых работ стоит 1 млн долларов, - пояснил проблему членам общественного совета глава госкорпорации Сергей Кириенко. - Вопросы безопасности вообще деньгами не меряются». При этом в «Росатоме» настроены максимально учесть выводы независимых экспертов.
Победил жулика - сэкономил
«До идеалов довольно далеко, - подытожила доклад Елена Панфилова, глава «ТИ-Р». - Однако важны настроенность на диалог и попытки исправить ситуацию. Динамика заметна: в конце 2009 - начале 2010 года, когда мы проводили первый раунд исследований, информационная прозрачность была минимальна, информацию невозможно было найти, а когда нашли, то увидели много нарушений. Сейчас качественно изменились стандарты закупок, повысилась прозрачность».
В «Росатоме» говорят, что по-новому взглянуть на эффективность управления в отрасли им самим пришлось после того, как Федеральное агентство по атомной энергии в 2007 году было преобразовано в госкорпорацию. В неё вошли все «атомные» предприятия. В 2008 году в России были приняты национальный план противодействия коррупции и закон о противодействии коррупции. Свой план борьбы с коррупцией и минимизации рисков хищений и мошенничества появился и в «Росатоме».
«Мы сейчас вытаскиваем дела 5-7-летней давности. - прокомментировал ситуацию Сергей Кириенко. - Волосы встают дыбом. Но важно, на мой взгляд, что 99,9% всех вскрытых нарушений по новым правилам, скорее всего, были бы уже невозможны».
Как пояснил Виктор Братанов, начальник Управления защиты активов госкорпорации, в 2009 году «Росатом» принял кодекс корпоративной этики, провёл регистрацию прав на недвижимое имущество, ввёл единую учётную политику. В 2010 году «атомщики» создали единый сайт закупок. «Мы планируем, что к концу года все 100% наших предприятий будут проводить закупки по единому стандарту», - заявил Виктор Братанов. По его словам, за 2 года количество открытых конкурентных процедур в госкорпорации возросло более чем в 12 раз - с 2 тыс. до почти 35 тыс. В 2012 году не менее 80% закупок будет проходить в электронной форме.
Тем временем новые стандарты позволили «Росатому» в 2010 году сэкономить почти 20 млрд руб. - примерно 11% от общего объёма открытых закупок. Поэтому, например, четвёртый блок Калининской АЭС (он должен быть запущен уже в этом году) обойдётся в 76 млрд руб. вместо записанных в смете 83 млрд. Звучит сенсационно: для отечественного строительного бизнеса, который, кстати, считается одним из самых коррупционно ёмких секторов экономики, нормой стал иногда бесстыжий рост сметы по ходу работ.
Уголовные дела: тяжело, но надо
Важной частью программы по борьбе с хищениями и мошенничеством в «Росатоме» называют создание Центрального арбитражного комитета, который рассматривает претензии поставщиков. Но в госкорпорации есть «дверка», в которую могут зайти и просто неравнодушные сотрудники отрасли, - «горячая линия». Памятки с её номером и слоганами вроде «Сегодня - конверт (со взяткой), завтра - повестка (в суд)» распространяются на предприятиях. До 20% сообщений на «горячую линию» (в 2011 году их было уже 120) по результатам проверок подтверждаются. По словам Виктора Братанова, количество выявляемых нарушений благодаря новым мерам растёт, «но доля нарушений с признаками коррупционного поведения снижается, существенных нарушений финансово-хозяйственной дисциплины раньше была половина, стало лишь 3,5%».
Тем не менее в 2011 году по результатам внутренних проверок из «Росатома» уволили 12 высокопоставленных менеджеров госкорпорации. В правоохранительные органы ушло 13 «комплектов» материалов, по трём уже возбуждены уголовные дела.
«Тема неприятная, но от неё никуда не деться, - объяснил подход к проблеме глава «Росатома» Сергей Кириенко. - Такая позиция несёт репутационные риски для отрасли. По количеству уголовных дел в результате нашей работы мы оказались на первом месте, по количеству отстранённых руководителей в разы превосходим, думаю, аналогичные организации. Но ведь вполне можно перевернуть ситуацию: раз столько дел, значит, плохо обстоят дела. Однако мы поняли, что, если работу не сделать максимально публичной, не выносить сор из избы, она не даст результата - порядок навести не удастся».
«Опыт показывает: если не передавать дела в правоохранительные органы, то это - борьба с коррупционерами, а не борьба с коррупцией. Для предотвращения коррупции необходимо выстраивать к ней систему нулевой терпимости», - подтвердила Елена Панфилова.
В конце заседания, комментируя просьбу Сергея Кириенко поддержать текущую антикоррупционную политику «Росатома», Валерий Меньщиков, член общественного совета, заметил, что подобный подход нужно не только одобрять, но и переносить на другие государственные структуры. «Это прорыв, но я, к сожалению, пока не вижу за этим «локомотивом» «вагоны» других корпораций».
«Создание системы по противодействию коррупции в «Росатоме» и, самое, главное, обнародование результатов этой работы - шаг в правильном направлении, - поддержал Кириенко другой член совета, президент неправительственной общественной организации «Зелёный крест», сопредседатель Российского экологического конгресса Сергей Барановский. - Это дополняет работу, которую общественный совет «Росатома» ведёт по теме «Атом, общество, безопасность». «Нельзя создать эффективную систему управления, просто продекларировав жёсткие меры, - поделилась своим мнением член общественного совета, советник руководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева. - Для меня самое ценное, что это выбранная стратегия «Росатома», а не разовое мероприятие».
Смотрите также:
- Распил не вписался в план. Чиновники не хотят бороться с коррупцией? →
- Зачем нам госкорпорации и кому они выгодны? →
- Зачем нам госкорпорации? →