Доказать коррупционные преступления крайне сложно. Мало кто из продажных чиновников и «оборотней в погонах» получает реальные сроки. А теперь даже те, кого прищучат, смогут на законных основаниях откупиться от тюрьмы (если миллионы уже наворованы и спрятаны - отчего ж не заплатить 100-кратный штраф за одну из взяток?). Зато простые люди, вынужденные «давать на лапу», по-прежнему рискуют оказаться за решёткой.
Брать безопаснее?
Насколько это справедливо - отлавливать и сажать тех, кто даёт мелкие суммы врачам или гаишникам, в то время как матёрые коррупционеры всё чаще уходят от ответственности? Судите сами: если за получение взятки в России в 2009 г. было осуждено 2 тыс. человек, то за дачу взятки - свыше 3,5 тыс. За 6 месяцев 2010 г. за дачу взятки приговорили 1723 человека, за получение - всего 1009! По словам Ольги Егоровой, председателя Мосгорсуда, в 2010 г. в столице эта разница ещё заметнее: осуждено 148 взяточников и 416 «давателей». Свежий пример: в Астрахани будут судить сразу двух автомобилистов: один пытался откупиться от сотрудника ГИБДД двумя сотнями рублей, другой предложил за отказ от составления протокола 1 тыс. руб. Получается, что главный враг и коррупционер в России - это тот, кто вынужден платить мзду за решение каких-то вопросов.
«АиФ» предлагает перенести ответственность с измученных поборами россиян на самих взяточников и поступить радикально: вовсе изъять из УК статью, наказывающую за ДАЧУ взятки! Даже если гражданин предлагает её добровольно - пусть тюрьмы боится не он, а тот, кого искушают «барашком в бумажке». Неслучайно само слово «взятка» образовано от слова «взять», а не «дать».
«Законопослушному гражданину, сообщившему о вымогательстве у него взятки, не следует опасаться, - полагает Анатолий Кучерена, адвокат, член Общественной палаты. - В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство со стороны должностного лица или человек добровольно сообщил о даче взятки».
Но другие эксперты уверены: эта норма хороша лишь на бумаге. «Для доказательства взятки необходимо задержать виновного с поличным, - объяснил нам Александр К., сотрудник Департамента собственной безопасности МВД РФ. - Поэтому тот, кто даёт, и тот, кто берёт, находятся в неравном положении. Сотрудник органов, которому предлагают деньги, легко может не только задокументировать этот факт, но и задержать гражданина. Не раз слышал от гаишников: мол, «хлопнул» на мелкой подачке водителя, получил поощрение, и долгое время к тебе не будут приставать с какими-либо подозрениями. А гражданину, у которого вымогают деньги, надо не просто решиться дать отпор, но и пройти сложную процедуру, стоящую ему времени и нервов. Поэтому эффективно работать по взяткам могут лишь сотрудники особых подразделений спецслужб и полиции. Ни обычные граждане, ни общественники, ни журналисты у нас не вправе заниматься провокациями в отношении силовиков или чиновников, тем самым выявляя мздоимцев».
Где корень зла?
Зато в других странах провокации активно используют. В 70-е годы агенты ФБР под видом посланцев некоего арабского шейха предлагали взятки членам Конгресса США за внесение нескольких законопроектов. Передачу денег фиксировали на видео и позже показали по ТВ. В итоге удалось выявить несколько сотен высокопоставленных мздоимцев. По стопам фэбээровцев в 2010 г. пошли английские репортёры, уличившие двух членов исполкома FIFA в готовности продать свои голоса на выборах за места проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. Почему бы не проводить подобные акции в кабинетах наших депутатов, министров и прочих «слуг народа»?
«Объём коррупции в России достиг полбюджета страны - 300 млрд долл., - рассказал «АиФ» Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета. - В развитых странах в роли инициаторов коррупционных отношений выступают граждане или бизнесмены, стремящиеся получить некие преимущества. У нас же мотор коррупции - сама бюрократия. Она создаёт себе разные избыточные полномочия, вымогая деньги за выполнение своих обязанностей: не подмажешь - не поедешь».
«В законах цивилизованных стран предусмотрена охрана потерпевших и свидетелей по коррупционным делам, - говорит Елена Панфилова, директор антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл - Россия». - Если сотрудник сообщил о нарушениях в своей организации, его не могут уволить или наказать. Гражданин, пожаловавшийся на правоохранительные органы, защищён законом от уголовного преследования и т. д. В России подобных норм нет. Надо ли преследовать взяткодателей? На мой взгляд, граждане, вынужденные платить в обстоятельствах, искусственно созданных бюрократами и хапугами в погонах, должны быть освобождены от наказания».
Считаем эту публикацию официальным запросом «АиФ» Госдуме и ждём ответа от депутатов: готовы ли они сделать действительно решительный шаг в борьбе с коррупцией?
Смотрите также:
- Срок для капитана. Коррупционер осужден, но его покровители остались в тени →
- Кирилл Кабанов: Жулики от суда не уйдут? →
- Имитация вместо борьбы →