Олег Плохой: «Люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению»

Олег Плохой, руководитель Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции © / Валерий Христофоров / АиФ

В декабре прошлого года В. Путин создал Управление президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Первое интервью его руководитель - один из наи­менее публичных сотрудников администрации Олег Плохой - дал «Аргументам и фактам».

   
   

Александр Колесниченко, «АиФ»: Олег Анатольевич, какие задачи поставлены перед управлением, из чего состоит повсе­дневная работа? На ваш взгляд, коррупция в России - это что?

Олег Плохой: Тема борьбы с коррупцией обсуждается в обществе, но есть ощущение, что многие всё равно до конца не понимают опасности этого зла. Меня поразили результаты одного из недавних опросов. Половина респондентов посчитали нормальным дачу взятки, треть опрошенных - получение взятки. Видимо, люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению. Не видят прямой связи коррупции с более серьёзными угрозами.

Досье
Олег Плохой родился в 1968 г. в Киеве. Окончил Выс­шую школу КГБ СССР. В 1988-1999 гг. служил в органах госбезопасности СССР и Российской Федерации. С 1999 г. работает в Администрации Президента РФ, прошёл путь от консультанта отдела Управления кадров до замначальника Управления по вопросам госслужбы и кадров. Занимался антикоррупционной работой, курировал кадровую работу силовых ведомств. С 3 декабря 2013 г. - начальник Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

От взятки до теракта

Но представьте, что за взятку мимо контроля на борт самолёта проходит террорист-смертник (в 2004 г. были взорваны два самолёта). Или ответственное лицо «не замечает» явных неисправностей парохода, который тонет с десятками пассажиров (как «Булгария» в 2011 г.). Впрочем, отношение к проблеме меняется и в обществе, и у представителей госвласти. Никто не заинтересован в замалчивании и в преуменьшении опасности. Сегодня речь идёт не о разовых антикоррупционных акциях, а о планомерных скоординированных действиях. В связи с этим логичным было создание нового управления в Админист­рации Президента РФ (АП), в задачи которого входит реализация комплексных мер по противодействию коррупции в рамках национального плана, координация работы государст­венных и общественных институтов.

В повседневной работе у нас два основных направления. Первое - аналитическо-правовая работа, контроль за выполнением указов президента, законов в сфере противодейст­вия коррупции и т. д. Кроме того, мы отвечаем за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (группа стран против коррупции), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и др. Второе - участие в кадровой работе, анализ сведений о доходах и расходах, имущественном положении должностных лиц высокого уровня, приём деклараций и проведение антикоррупционных проверок. А также недопущение госслужащими случаев конфликта интересов, т. е. ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на добросовестную работу чиновника.

- Публикация деклараций за 2013-й уже началась. По результатам прошлой кампании глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов рассказывал: подано около 1,5 млн деклараций, проведено 130 тыс. проверок, 300 человек уволены за утрату доверия, около 3 тыс. получили взыскания. Каков «прогноз» сейчас?

- Декларации высокопоставленных сотрудников АП и членов правительства уже поданы - к 1 апреля - и опубликованы (см. материал «Власть: богатые и бедные» в «АиФ» № 16. - Ред.). Кстати, из 74 сотрудников АП двое задекларировали и расходы. Это нужно делать, если затраты, например, на приобретение недвижимости превышают доход семьи за три года. Я думаю, примерно столько деклараций о расходах мы получим по итогам этой кампании - около 1% от числа «доходных». Вторая, более многочисленная категория госслужащих подаёт декларации до 30 апреля, в течение 14 рабочих дней высокопоставленные должностные лица из этой категории их тоже обязаны опубликовать.

   
   

Скандалы? Будут

Первые ощущения - общество начало привыкать, что доходы госслужащих являются открытой информацией. Чиновники серьёзнее относятся к этой обязанности, ошибок стало меньше. Однако, думаю, увольнения по утрате доверия будут и в этом году. Закон достаточно жесток, но справедлив. Проведённые в прошлом году проверки - это работа, которая была осуществлена на всех уровнях государственной и муниципальной власти и коснулась лиц, занимающих так называемые коррупциогенные должности.

- С чего начинается проверка, как она проходит? Сколько проверок провело ваше управление?

- В управление поступают декларации должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимает президент. Это около 8 тыс. человек с членами семей. Основанием для проверки могут быть результаты анализа деклараций, данные правоохранительных органов, информация от политических партий, Общественной палаты и общероссийских СМИ. Информация проверяется, мы предварительно беседуем с человеком. К слову, один из претендентов на высокую должность в МЧС недавно предоставил документы и пояснил происхождение имущества, которое не соответствовало доходу: он получил наследство. Однако иногда пояснения бывают и неудовлетворительными. При анализе деклараций выявляются технические ошибки, факты от­к­ровенного головотяпства, а иногда преднамеренное сокрытие доходов. Это может быть поводом для взыскания или основанием для полноценной антикоррупционной проверки. Решение о ней, если речь идёт о высокопоставленных госслужащих, принимает президент или руководитель администрации. Мы делаем запросы в банков­ские структуры, регистрационные органы и т. д.

Силами Администрации Президента РФ проведено 22 антикоррупционные проверки. Наработан интересный опыт. Так, один из фигурантов - ныне уже бывший заместитель руководителя федерального ведомства. Анализ его декларации показал: имущественное положение явно не соответст­вует официальным доходам за несколько лет. На своих банковских счетах (публикуются лишь данные о доходе, недвижимости и автотранспортных средствах, но чиновники в подаваемых декларациях обязаны представлять и информацию о счетах. - Ред.) он показал нулевые балансы. В ходе проверки мы получили информацию о движении средств: в течение года чиновник проводил через счета десятки млн рублей, а к отчётной дате их обнулял. Ещё один чиновник пытался утаить два десятка банковских счетов с оборотом более 100 млн рублей и умышленно сокрыл долю супруги в фирме. Офицер выс­шего начальствующего состава одного из правоохранительных органов не посчитал нужным декларировать зарегистрированную на супругу заграничную недвижимость. Видимо, предполагал, что с заграницей договоры о правовой помощи работают не так эффективно, как нам бы хотелось, и никто не узнает о её существовании.

Кроме того, антикоррупционные проверки коснулись нескольких губернаторов. Когда члены семьи главы региона ведут активную коммерческую деятельность в этом же регионе, выигрывают конкурсы на очень большие суммы, это не может не вызывать вопросов. Могу предположить, что установленные в ходе проверки факты учитывались при принятии решений об отрешении этих губернаторов от занимаемых должностей.

Инфографика: АиФ

Закон жесток?

- Удаётся ли распутывать сложные схемы, например, с регистрацией имущества на офшорные фирмы?

- Среди материалов, которые сейчас находятся в работе, есть информация по одному из высокопоставленных чиновников: он по телефону управляет неким бизнесом за рубежом. Сегодня это достаточно сложно доказуемо, но мы работаем вместе с компетентными органами, задействованы структуры Интерпола. Я надеюсь, что в работе нашего управления в этом году появится новый опыт успешной работы и по таким сложным делам.

- Если за проверку чиновников «помельче» отвечают кадровые службы самих министерств и ведомств... Ну как простые кадровики посмеют «поднять руку» на какого-нибудь начальника департамента своего же министерства?

- Полностью исключить возникновение таких случаев нельзя. Но результаты проверки рассматривает коллегиальный орган - комиссия по конфликту интересов, где могут задать вопрос уже самому сотруднику кадровой службы: почему провёл поверхностный анализ или закрыл глаза на явные нарушения?

- С точки зрения большинст­ва, думаю, увольнение за утрату доверия жестоким не выглядит. Наоборот: «Ну извини, мил-человек, больше воровать не дадим, но можешь теперь спокойно пользоваться тем, что удалось наворовать раньше».

- С прошлого года у прокуратуры есть право обратиться в суд и взыскать с чиновника в доход государства имущество, происхождение которого он не может объяснить. Кстати, это, по сути, реализация (пока не ратифицированной Россией. - Ред.) 20-й статьи (о борьбе с незаконным обогащением) антикоррупционной конвенции ООН.

С момента действия закона масштабной судебной практики ещё не сформировано. Однако прокуратура соответствующие материалы активно нарабатывает. Результатом проверочной работы может быть админист­ративная точка в карьере чиновника, наши материалы могут стать и базой для уголовных дел. Например, по результатам проведённых антикоррупционных проверок должностей лишились генералы Шемякин (замкомандующего военно-транспортной авиацией) и Гайдуков (начальник управления Минобороны). Позже на них завели уголовные дела, по которым уже состоялись приговоры.

- Какие новации, на ваш взгляд, необходимы и могут появиться в ближайшее время в российском антикоррупционном законодательстве?

- Недавно по рекомендации группы ОЭСР в нашем Уголовном кодексе появилась статья о посредничестве во взяточничестве. Сейчас обсуждается, например, особый контроль за операциями так называемых публичных лиц: в каждом банке должен быть список лиц, финансовые операции которых сразу же будут попадать под особый контроль, - это рекомендация ФАТФ (международная организация по борьбе с отмыванием средств. - Ред.). Я считаю, что введение такой меры поможет нам бороться с коррупцией. Есть и другие предложения, например, расширение круга госслужащих, для которых действует запрет на владение иностранными счетами. Мы столкнулись с ситуацией, когда начальник департамента министерства, принимающий серьёзнейшие решения в сфере госуправления, имеет значительные средства в зарубежных банках. Нет фактов, что это как-то влияет на его решения, но понятно, что он уязвим.

- Забавно, что в официальном документе (утверждённом В. Путиным Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.) появилось слово «откат». С другой стороны, хорошо, что какие-то вещи начали называть своими именами, не делая вид, что такого нет. Что самое важное в плане?

- Документ определяет приоритетные направления деятельности государства по противодействию коррупции, расставляет акценты. Это, например, развитие и распространение антикоррупционных норм и стандартов на региональный и муниципальный уровень власти, внедрение этих стандартов в компаниях с госучастием и в частных компаниях. Ведь коррупция касается не только госструктур. Отдельно подчёркивается необходимость анализа и выработки мер борьбы с серьёзной проблемой - откатами.

Нужна обратная связь

Национальным планом пред­усмотрено более серьёзное привлечение к нашей работе представителей гражданского общества. Мы предлагаем создать в регионах комиссии по противодействию коррупции с участием представителей общественных организаций, СМИ. Для обсуждения наиболее ост­рых проблем предполагается создание экспертной комиссии при нашем управлении. Среди вопросов, стоящих на повестке дня, - выработка мер по борьбе с откатами и незаконным обогащением, формирование основ цивилизованного лоббизма и др. В целом мы придаём большое значение построению системы обратной связи общества с государством. Сейчас обращения порой возвращаются к тому же чиновнику, действия которого и обжалуются. Таких фактов очень много. Нужен иной порядок и меры защиты заявителей о коррупции.

В антикоррупционном законе есть жёсткая норма: чиновник должен доложить руководителю о наличии у него возможного конфликта интересов. Но пока эта норма практически не работает. Например, недавно проверяли одного зам­руководителя федерального органа, который курировал определённую отрасль. А в этой отрасли один из серьёзных бизнес-игроков - компания, которую возглавляет его отец. Фактов содействия чиновника своему родственнику выявить не удалось. Постараемся, чтобы этот чиновник занялся другой сферой деятельности.

- У коррупции три составляющие: человеческая алчность, возможность совершить неблаговидный поступок и отсутствие реальной опасности понести наказание. Понятно, что с алч­ностью вы ничего сделать не можете…

- …но пространства для коррупции становится всё меньше, а риск понести реальное наказание - всё выше. Понимая всю опасность коррупции, государст­во наращивает усилия по её предотвращению. Президент РФ не раз уже говорил, что борьба с коррупцией будет продолжаться, невзирая на ранги и былые заслуги. Я считаю, что вектор оптимистичен и уже приводит к позитивным сдвигам.