Знак качества. Бизнес готов маркировать безалкогольные напитки.

Zyabich / Shutterstock.com

Принять участие в эксперименте с маркировкой своей продукции получили от Минпромторга производители безалкогольных напитков.

   
   

«Наша компания с самого начала успешно маркирует воду, это позволило повысить доверие покупателей к нашим брендам, понимать, как бороться с подделками на рынке, и создать справедливые условия конкуренции. Вопросы доверия к брендам и борьба с подделками остаются актуальными. С учетом того, что все технологии многократно отработаны, мы уверены, что эксперимент по маркировке этих товаров пройдет успешно и эта мера очистит рынок от подделок», — сказал генеральный директор BAIKALSEA Company Руслан Коковин.

Поддерживают такую инициативу и в «Очерском заводе напитков». Здесь отметили, что на рынке присутствуют нелегальные товары. «Сейчас, к сожалению, видим на рынке фальсификаты, которые производятся из неизвестных ингредиентов, красителей, подсластителей. Это отражается на образе всей отрасли. Поэтому, конечно, мы понимаем необходимость контроля за данным рынком и готовы приступить к эксперименту по обязательной маркировке средствами идентификации безалкогольных напитков», — прокомментировал инициативу инженер по системе менеджмента качества предприятия Денис Лоханин.

Также готовы подключиться к тестированию и на лимонадной фабрике «Майкопская». «Благодаря квалифицированной работе сотрудников фабрики мы вступили в маркировку воды в установленные сроки. Минеральная вода “Майкопская”, питьевая вода “Оштен” уже выпускаются с кодами маркировки “Честный знак”. Также у нас есть линейка безалкогольных напитков “Ранова”, и мы готовы вступить в эксперимент по сладкой воде, чтобы потестировать все процессы», — сообщил генеральный директор фабрики Александр Сорокин.

«Когда мы внедряли маркировку воды, были опасения отрасли о наличии оборудования, высокой стоимости внедрения, сложности и так далее. Но благодаря эксперименту отладили процессы и вошли в обязательную маркировку воды в штатном режиме, продолжаем выпускать продукцию. Поэтому обязательно примем участие в эксперименте по сладким напиткам, чтобы все отработать на этапе эксперимента. Это хорошая возможность для бизнеса, так как у нас большая линейка сладких напитков: квас “Корсаковский”, “Первый зимний квас”, лимонад “Вкусная газировка”, энергетики Madforce и другие напитки», — сообщил представитель компании «Корсаковский завод пива и напитков «Северная звезда» Александр Кондрашев.

Техподдержка на высоте

Минпромторг предложил начать пилотный проект по маркировке безалкогольных напитков. Обозначена дата — 15 мая 2023 года. Эксперимент будет продолжаться до 1 февраля 2024 года. Если правительство примет решение провести такой эксперимент, то к нему уже готовы и государственная система маркировки товаров «Честный знак», и компании-поставщики техрешений.

   
   

«Мы готовы провести этот пилотный проект, чтобы вместе с отраслью выработать наиболее подходящие технические решения. Мы не предвидим никаких сложностей, так как все виды упаковок безалкогольных напитков уже используются в маркируемых категориях, например, в молочной продукции, а также питьевой и минеральной воде. По нашим данным, более 62% производителей безалкогольных напитков уже знакомы с маркировкой, большая часть из них работают с “Честным знаком”, так как производят другие товары, которые подлежат маркировке.Стоит отметить, что пилотный проект будет носить добровольный характер и никак не скажется на ценах. Участники эксперимента самостоятельно определят перечень производственных линий и видов товаров, а оператор системы на безвозмездной основе обеспечит их кодами маркировки», — сказал заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Все участники будут обеспечены необходимым оборудованием, все процессы отладят поставщики техрешений.

«Маркировка разных групп товаров идет в России уже не первый год. Отработаны технологии нанесения DataMatrix кодов на совершенно разные виды упаковки — начиная от картонных коробок и заканчивая алюминиевыми банками. Наносить код можем различными способами: лазером, прямой печатью, стикерованием и другими. Поэтому у производителей безалкогольных напитков будет масса опций, из которых они выберут наиболее подходящие для себя в зависимости от своей конфигурации производственных и бизнес-процессов», — сообщил генеральный директор «Антарес Вижн Рус» Павел Булгаков.

«В России сейчас нет никаких проблем с оборудованием для маркировки, производителям доступны решения любой сложности. Особенность категории безалкогольных напитков в том, что часть компаний уже производит другие маркируемые товары и знакома со всем нюансами. Мы готовы помочь участникам пилотного проекта подобрать необходимое оборудование и программное обеспечение, чтобы протестировать как можно больший ассортимент продукции», — отмечает генеральный директор «ТрекМарк» Сергей Протасов.

Экспертное мнение

Такой эксперимент, уверены эксперты, поможет обеспечить защиту для добросовестных предпринимателей от тех конкурентов, которые производят фальсификат и контрафакт.

«Маркировка соков и газировок логично продолжит последовательный процесс защиты потребителей в сегменте напитков. С учетом того, что сахарсодержащие напитки становятся подакцизным товаром, контроль за такой продукцией становится намного более актуальным, как с точки зрения защиты легальных производителей от нечестной конкуренции с серым рынком, который не платит акцизы, так и для решения основной задачи ради которой был введен акциз — снижения потребления сахаросодержащей продукции», — сказала советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова.

Ожидаемой и оправданной назвал такую меру замдиректора ННЦК Байсолт Хамзатов. Ведь на рынке сегодня существует запрос на механизмы, которые помогут обелить рынок. «Конкурировать с продукцией, которая лишь имитирует вкус, запах и цвет, с низкой себестоимостью за счет обильного использования агрессивной химии практически невозможно. Уверен, что внедрение цифровой маркировки сможет решить эти задачи, а главное — защитить потребителя. Особенно маленького потребителя, так как, несмотря на увещевания родителей, соки и газировка традиционно популярны у детей», — сообщил Хамзатов.

Маркировка логично дополнит уже принятые меры по борьбе с недегальным оборотом в сегменте безалкогольных напитков. С таким мнением выступили в ассоциации «Антиконтрафакт».

«Обеспечить жителей нашей страны качественными и безопасными товарами — стратегическая задача. Некачественные напитки представляют угрозу для населения, а цифровая маркировка помогает обезопасить потребителей от контрафакта. Государство последовательно работает в этом направлении, уже действует маркировка в сегменте питьевой воды, минеральной воды, завершается подготовка к маркировке детской воды. Маркировка сладких напитков дополнит эту работу, фактически будет охвачен весь сегмент рынка. Потребители будут надежно защищены. Уверены, эксперимент пройдет успешно», — отметили здесь.

Система «Честный знак» внедрена в России с 2019 года для противодействия незаконному обороту товаров. Сейчас она охватывает молочную продукцию, бутилированную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи и фотоаппараты. С 1 апреля 2023 года начнется поэтапное внедрение маркировки пива и слабоалкогольных напитков. Также сейчас проводится эксперимент и по маркировке медицинских изделий.