При этом завод, задолжавший по данным поставщика электроэнергии, 528 млн рублей, не только не отключён от услуг, но и продолжает ими пользоваться.
Умеют банкротить
В 2010 году завод, занимающийся литьём из чугуна, имел перед Липецким энергосбытом долг, исчисляющийся в нескольких десятках миллионов рублей. Энергетики пытались добиться погашения задолженности, но безрезультатно. Тогда было принято решение подавать на предприятие в суд по линии проведения процедуры его банкротства. Однако, после того, как было подано соответствующее заявление, выяснилось, что судьбу завода уже решают ... другие люди. Оказалось, что на признание 0АО «ЛМЗ» «Свободного Сокола» банкротом претендует ещё одно предприятие, которое выкупило долги старого и теперь хочет получить свои средства обратно. Что же это за предприятие?
Самым неожиданным оказалось то, что иск на признание ОАО «ЛМЗ «Свободный Сокол» банкротом подало... ООО «ЛТК «Свободный Сокол» — предприятие-двойник, работающее сегодня под руководством управляющего директора Антона Бабуцидзе.
Этот человек, о котором ранее в Липецке было неизвестно ничего, оказался с богатой биографией. Он уже отметился в других регионах. Тогда скандал тиражировали центральные каналы. Так, программа «Человек и закон» провела целое расследование: Антон Бабуцидзе входил в состав руководства угольной шахты Анжерской-Южной. Как освещало федеральное СМИ, бизнесмен из Грузии обещал губернатору Кемеровской области Аману Тулееву превратить ее в углеобогатительную фабрику. Однако в результате все закончилось заявлением Амана Тулеева в Генпрокуратуру, МВД и СК РФ с просьбой объявить предпринимателя в федеральный розыск. Бизнесмен же тем временем сменил сферу деятельности с угольной на металлургическую и переместился в Липецк. Антон Бабуцидзе стал генеральным директором ОАО ЛМЗ «Свободный Сокол». А до этого, он входил в состав Совета директоров ОАО «ЛМЗ «Свободный Сокол». И у наблюдателей возникло много вопросов по этому поводу. Например, откуда у управленца опыт проведения процедуры банкротства?
Тонкости банкротства
ООО «ЛТК «Свободный Сокол» — завод-двойник обратился в суд. Таким образом, старое предприятие начали банкротить через новое юрлицо. Уставный капитал завода был снижен до 251 тысячи рублей с 1,2 миллиарда. Новому, более ликвидному в глазах многих, отошло все имущество, а старое предприятие осталось с долгами.
Долговые претензии к заводу были ещё и у Сбербанка, «Липецкомбанка», а также Тульского промышленного банка. Оказалось, что менеджмент завода заложил Сбербанку ещё и электросети, через которые были запитаны жилые дома посёлка, роддом, больница и т.д.
И хотя, по закону, тот кредитор, который первым подаёт на банкротство, может рекомендовать своего конкурсного управляющего, (первым подал на банкротства ОАО ЛМЗ «Свободного Сокола» Липецкий энергосбыт), в Липецке произошло иначе. Вот как это было. Энергетики, начав банкротство наделялись что придёт конкурсный управляющий, который независим от собственников завода-должника, и начнёт распоряжаться активами производства так, чтобы была возможность расплатиться с долгами и восстановить работоспособность предприятия. Однако, в Липецке в данной схеме что-то сломалось.
Когда энергетики стали вводить требование о банкротстве оказалось, предприятие-двойник «Свободного Сокола» (ООО «ЛТК «Свободный Сокол») уже купило требования к первоначальному производству и в след за Энергетиками тоже вышло в суд с заявлением о банкротстве старого завода. И по странному стечению обстоятельств процедура банкротства и соответственно конкурсный управляющий был назначен от компании-двойника «Свободного Сокола», а не от энергетиков.
Эксперты отмечают, что в этой истории немало нестыковок. Так, например, заявление Липецкого энергосбыта было подано на 3 месяца раньше и задолженность перед ними же по электроэнергии у оригинального предприятия была в разы больше, чем та, из-за которой собрался банкротит оригинальное предприятие завод-двойник, но в нюансах разбираться не стали, апелляция только констатировала что процедуру банкротства ввели не верно, но менять в идущем процессе банкротства ничего не стала.
Простые сложные решения
На первый взгляд все просто: нет оплаты — нет услуги. Проще всего добиться уплаты долгов — отключить электроэнергию. На тот момент по заявке Энергосбыта это должна была сделать сетевая компания ПАО «МРСК Центра» — «Липецкэнерго». В обычных условиях должники успевают погасить долг в рекордные сроки. Но в случае с заводом добиться отключения не удавалось долгое время. Власть опасалась, что при отключении предприятия без электроэнергии останутся жители сокольского посёлка, которые, запитаны через сети завода. Именно такой сценарий развития событий обещали представители завода и сетевая компания не торопилась оставлять предприятие-должник без электроэнергии. При этом в Энергосбыте продолжали доказывать, что посёлок в результате ограничения не пострадает.
После того как сетевики отказались отключать завод от сетей, Энергосбыт подал в суд уже на них. В результате, в иске энергетикам отказали. Они пожаловались в Генпрокуратуру, СК, МВД и Счетную палату, но никаких мер принято не было. В итоге всех тяжб местная ФАС и вовсе запретила отключать завод.
При этом, как считают те, кто наблюдают за процессом, вопросов в этом деле много. Так, например, даже решения по заводу, которые многих возмущают, уже трижды принимала один и тот же судья.
Новый поворот
Во второй половине 2017 года на смену «Липецкэнерго» пришла федеральная сетевая компания ПАО «ФСК ЕЭС». И вот она, нечувствительная к действиям региональных деятелей, отключила-таки свет заводу-должнику до уровня установленной брони. Интересным был тот факт, что сделала она это на том узле, на котором отказывались выполнять местные сетевики из МРСК, аргументируя тем, что будет отключён целый посёлок. Но свет в домах не погас. Завод оставался без электроэнергии неделю, после чего вице-губернатор области на заседании регионального энергетического штаба отметил, что виноваты в сложившейся ситуации представители Липецкого энергосбыта, которые не умеют договариваться и искать компромиссы. Но тут и понятно, ведь администрация региона сама стала заложником данной ситуации — оставлять предприятие без света, значит, затормозить его работу и оставить без неё всех его сотрудников.
Буквально через пару дней появилось решение суда, запрещающее вводить какие-либо ограничения по электроэнергии «Свободному Соколу». При этом никакие старые долги погашены не были. Сейчас мнения разделились. С одной стороны, конечно же, хорошо, что старейший завод, построенный ещё при императорской семье, продолжает работать и получать поддержку. Однако то, в каком виде она выражается, у многих вызывает недоумение. И непонятно, почему при существующей возможности отключить крупнейшего должника, именно этому предприятию прощается то, за что других сразу же штрафуют и отключают от услуг.
Смотрите также:
- У ЛТК «Свободный Сокол» нарушений не найдено? Позиция представителей завода →
- Второе великое переселение. Государство поддержит 5 моногородов на 3 млрд →
- Александр Проханов: «Кризис накрыл всю страну» →