Волшебная пшеница. В России научились выращивать зерно на сорняках

Один раз засеял поле - и 3 года собирай урожай. © / АиФ

 После ядерного взрыва

Уничтоженные в научно-экспериментальном хозяйстве «Снегири» посевы - результат работы, которая велась с 1928 г. Начал её агроном, будущий академик Николай Цицин, а сегодня продолжают его последователи. «Тогда Цицин по­ставил цель: получить пшеницу, которая бы росла в сложных климатических условиях, была устойчива к ряду болезней и, главное, была многолетней, - поясняет нынешний руководитель проекта Владимир Упелниек, завотделом отдалённой гибридизации Главного ботанического сада РАН. - Для этого он скрещивал разные виды пшеницы со злостным сорняком - пыреем. В результате наши учёные добились, чтобы у новой пшеницы побеги после скашивания отрастали вновь и всегда образовывали колос. Многолетность - это уникальный признак, до этого никогда в мире не встречавшийся. Американцы более 10 лет тому назад поставили задачу вывести многолетнюю пшеницу, но пока у них ничего не вышло».    
   

Один раз поле засеяли - и потом 2 года не надо его вспахивать, нужно только косить. А когда снимут зерно, можно получить ещё один укос зелёной массы для корма скота. И так в любую погоду: и в засуху, и когда всё заливают дожди. Кстати, минимальная урожайность у этой пшеницы - 20 центнеров с гектара. А если использовать современные агротехнологии и удобрения, то до 50 центнеров. В то время как средняя урожайность в России - 25 центнеров с гектара. 

«Значимость этого эксперимента хорошо иллюстрирует такой факт, - рассказывает Игорь Абакумов, доцент МСХА им. Тимирязева, издатель портала «Крестьян­ские ведомости». - Во время войны поля с посевами находились под Сталинградом. И, когда гитлеровцы уже наступали на город, Сталин приказал бросить войска, чтобы они «прикрыли» сбор этой стратегически важной пшеницы. После войны работы отдали в подчинение Главного ботанического сада Академии наук. В 1950-х гг. проект курировали академики, физики-ядерщики Игорь Курчатов и Анатолий Александров, создатели ядерной бомбы. Их интересовало, что может расти после ядерного взрыва. И наша пшеница точно пережила бы эту катастрофу». 

Но пострашнее атомного гриба оказалось назначение в «Снегири» нового директора - «эффективного менеджера». Он решил: будем сеять кукурузу. «А семенной материал уникальных пшениц был скошен без согласования с работниками Главного ботанического сада, - сокрушается В. Упелниек. - К счастью, часть участков осталась нетронутой - уничтожили те, где выращивали семена для промышленного производства, которые уже ждут хозяйства. Теперь будут ждать ещё дольше. А эти семена нужны и в Сибири, и в Крыму».

Лучше, чем ГМО

Кстати, там же, в «Снегирях», вырастили уникальных зебувидных коров. Быков зебу привезли с Кубы, из Индии и Азербайджана и скрестили с чёрно-пёстрой породой. «Они очень неприхотливы в кормах, могут есть даже еловые ветки, устойчивы ко многим заболеваниям, в частности к лейкозу - это рак крови, бич животноводства, - гордится бурёнками В. Упелниек. -  Надой у них небольшой, но молоко очень жирное - до 5%, поэтому его можно разбавлять до стандарт­ной жирности».

И пшеница, и коровы - плоды так называемой отдалённой гибридизации, в процессе которой соединяют несоединимое. Например, пшеницу с сорняком. Эта работа занимает гораздо больше времени, чем создание ГМО, говорят эксперты. Но в отличие от ГМО, последствия применения которых неизвест­ны, в результате получается совершенно натуральный продукт.

Смотрите также: