Тарифные споры. В России поднимают вопрос о росте стоимости электроэнергии

Разговоры о том, что рост тарифов вынуждает людей переходить на собственную генерацию, звучат периодически. На самом деле не все так просто, как отмечают специалисты и эксперты в отрасли. Но при этом возникает двоякая ситуация, когда крупная и энергоемкая промышленность участвовать даже частично в субсидировании стоимости электроэнергии для населения не намерена. В результате нагрузка падает на средний и малый бизнес.

   
   

Дифференциация тарифа

Рабочая группа, которая создана из представителей Минэкономики, Минэнерго и ФАС, а также других ведомств, сейчас занята оценкой влияния на экономику дифференциации единого тарифа, предложенного Федеральной сетевой компанией. Предложение вызвало много критики в адрес компании «Россети». И это несмотря на то, что все детали и нюансы были согласованы с российским правительством. Было принято решение еще раз внимательно изучить проблему и окончательно определиться.

Эксперты связывают поднявшуюся волну критики с реакцией крупных промышленников, которые считают, что все это станет перераспределением финансового бремени, а не ликвидацией перекрестного субсидирования. При этом основным аргументом крупных промышленников против такой меры являются риски негативного влияния на их конкурентоспособность.

Важно понимать, что никаких четких правил распределения перекрестного субсидирования в энергетике не существует. Сколько, кто и в каких объемах должен платить, решают местные органы на свое усмотрение, учитывая социально-экономическую ситуацию в том или ином регионе. В итоге все имеют то, что имеют. Нередко завышены тарифы для той категории потребителей, для которой это нежелательно: школы, больницы, прочие бюджетные организацие. Больше платят и предприятия малого и среднего бизнеса.

ФАС в ответ на сложившуюся ситуацию предлагает свои варианты. Ведомству важно, чтобы в качестве альтернативы было некоторое «корректное распределение затрат» потребителей электроэнергии. Но при этом, уверены специалисты ФАС, та ситуация, которая сложилась сегодня, таким подходом не устранится, даже наоборот, он может стать причиной других проблем. Например, есть риск того, что государство получит существенный рост энерготарифов для предприятий и организаций бюджетной сферы и малого бизнеса. По расчетам школам, садикам, больницам, поликлиникам и прочим социальным объектам надо будет дополнительно оплачивать 21,6 млрд рублей. И компенсация этих незапланированных затрат придется на бюджеты разных уровней.

Кроме того, предложение ФАС новым не является, напротив, оно позволяет сохранять морально устаревшую систему условных единиц.

Эксперты рекомендуют разобраться в деталях терминологии: под незамысловатым термином «дифференциация тарифа» понимают рост тарифов на услуги ФСК ЕЭС. Такой вариант должен уже через год повысить тариф на передачу энергии по сетям компании. А к ним подключены по большому счету крупнейшие промышленные предприятия страны, включая металлургию, крупнодобывающие компании, трубопроводы. При этом, как отмечают в экспертном сообществе, такая мера позволит снизить тарифы на передачу электроэнергии для потребителей межрегиональных сетевых компаний. А это, в свою очередь, позволит сделать энергию более доступной для бюджетников и предприятий малого и среднего бизнеса.

   
   

Пока приняло свои решения, пожалуй, одно из ключевых ведомств в данном вопросе: Минэкономразвития. По мнению главы министерства Максима Решетникова, следует установить переходный период, чтобы крупные игроки постепенно адаптировались к новым правилам. «Нужно разработать справедливую модель тарифообразования, которая позволит снизить тарифы для сельхозпредприятий, машиностроения, социальной сферы, малого и среднего бизнеса без резкого их повышения для промышленных гигантов. Поддерживаю предложения, которые внесло на эту тему Минэнерго. Считаю, что следует установить переходный период, чтобы крупные игроки постепенно адаптировались к новым правилам», — написал Максим Решетников в Instagram, добавив, что тема тарифов на электроэнергию будет одним из приоритетов экономического блока правительства.

Идею дифференциации тарифов ФСК Министерство экономического развития России поддерживает. Ведь сегодня малый и средний бизнес «несет на себе социальную нагрузку за низкие тарифы на электроэнергию для населения», в то время как крупнейшие потребители, присоединенные к сетям ФСК, ее с 2012 года не платят, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Перекрестились

Что касается перекрестного субсидирования, на которое кивают крупные промышленники, то данный вариант многие эксперты называют застарелой проблемой российской энергетики. Электроэнергия для России — ресурс крайне важный и с социальной, и со стратегической точки зрения. Ведь это не только свет, но еще и отопление.

Цены на электричество для домохозяйств растут на уровне инфляции и строго контролируются со стороны государства. Ведь вопрос важный, многие просто не потянут оплату заметно повышенных новых тарифов. При этом не отменяется и тот фактор, что потребление электроэнергии в стране растет динамично: это и увеличение количества бытовой техники, и дополнительные устройства, например, кондиционеры, обогреватели и другие. Это все непосредственно влияет на перекрестное субсидирование: оно превысило 300 млрд рублей в прошлом году.

При этом учитывают перекрестное субсидирование только в тарифах на услуги по передаче электроэнергии для потребителей МРСК и нет учета его для потребителей магистральных сетей. А дифференциация тарифа, как отмечают эксперты, станет причиной увеличения нагрузки на крупную промышленность не на сумму в 238 млрд руб., определенную ФАС, а только на 38 млрд руб., что на 17% ниже действующего субсидирования по принципу перекрестка.

Вариант с дифференцированным тарифом представляется более интересным. Ведь тогда получается перераспределять издержки перекрестного субсидирования между потребителями магистрального и распределительного электросетевого комплекса. Сейчас же крупные компании платят по тарифу, который меньше, чем тот, что установлен для малых и средних предприятий. Электросетевой комплекс же не может оказаться донором для крупных компаний.

Кроме того, тщательные и скрупулезные расчеты показали, что затраты на оплату услуг по передаче электроэнергии в себестоимости товара составляет всего около 4%. Соответственно, простая математика показывает, что производственные издержки, которые могут за собой повлечь такие удорожания, не особо высоки.

Проблемы тарифного регулирования заключаются, по словам экспертов, в том, что на электросетевой комплекс наложена большая социальная нагрузка в части объемов перекрестного субсидирования, льготного технологического присоединения и содержания мощностей, которые не используются. При этом на электросетевой комплекс же ложатся обязательства по ежегодному снижению издержек, внедрению программ по цифровизации и интеллектуальному учету электроэнергии, а также обеспечению показателей важных рейтингов.

Эксперты сходятся в одном: перемены в отрасли давно назрели. И ситуация уже дошла до того предела, когда надо что-то решать, иначе в будущем применяемое сейчас перекрестное субсидирование станет непосильной нагрузкой для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Смотрите также: