В те времена наша редакция занимала полтора этажа на соседней с Большой Бронной улице, так что по дороге на работу мы постоянно шли мимо стройки «Макдоналдс». Как же мы ждали «часа икс»: скоро, скоро будем обедать здесь!.. Но фантастические очереди, которые стояли в ожидании своих молочных коктейлей и «Биг Маков», заставили нас отложить визит до лучших времён. В первый день сюда пришли 30 тысяч человек! Этот успех не удалось побить ещё никому и нигде.
Директор первого ресторана сети Хамзат Хасбулатов, сегодня — президент компании в России и Центральной Европе, рассказывает: «Когда в 1988 году я присоединился к «Макдоналдс», ещё мало кто верил, что у нас что-то получится. Но мы стали удивительным явлением в нашей стране. Сегодня у нас 488 ресторанов в европейской части страны, в компании работает более 40 тысяч россиян».
«Макдоналдс» — это было что-то невероятно новое, позитивное, крутое. Кассиры дарили «улыбку — бесплатно», обращались — приветливо и вежливо. Никто не отгонял детей от фигуры клоуна Роналда Макдоналда в бело-красных полосатых носках — его можно было потрогать и даже посидеть рядом на скамейке. Да ещё и небывалое: специальный — вкусный! — набор еды для детей «Хэппи Мил», в котором каждый месяц можно было найти новую игрушку… Да, сюда хотелось приходить ещё и ещё. В «Макдоналдс» ходили на свидания и на бизнес-ланчи. А взрослые дочери и сыновья приводили родителей — такой московский вариант «поглядеть, как оно там у них, у капиталистов».
Да, тогда, в начале 90-х, для нас это было куда больше, чем просто поход в ресторан, — настоящее путешествие в Америку. Тогда мы ещё не знали, что любимая пышная булочка «Биг Мака» — из точно такой же муки, из которой пекли нам пироги мамы. То есть из пшеницы с российских полей, а вовсе не из Иллинойса или Джорджии. Как, собственно, и большинство остальных продуктов: сеть ресторанов сразу стала создавать собственные производства, искала и находила проверенных поставщиков именно там, где открывала свои новые заведения. И сегодня, когда со всех трибун руководители страны призывают предпринимателей замещать импорт своим, отечественным товаром, сети ресторанов по многим позициям решительно нечего замещать! Взять хотя бы знаменитый «Биг Мак» — каждый его ингредиент «родился и пригодился» в России.
Так «Макдоналдс» в России буквально своими руками выпестовал немало отличных отечественных поставщиков, высоко поставив перед ними планку требований по качеству. У нас с каждым годом появлялось всё больше производителей, которые были готовы вырастить, обработать, упаковать, чтобы поставить сети ресторанов по-настоящему безупречную продукцию. В составе «мамского» десанта контроля качества я и сама не раз бывала на мясоперерабатывающем производстве, где делают котлеты для всех основных гам-, чиз- и прочих бургеров «Макдоналдс». Уровень его по-настоящему впечатлил: и санитарный контроль, и гигиена, и проверка фарша на «жирность и мясистость» — ведь для каждого блюда котлета должна иметь строго определённые качества. Именно тогда я воочию убедилась, что в эти самые котлеты не добавляют ничего, кроме мяса и соли с перцем… Понятно, почему и сами бургеры в любом из ресторанов имеют «тот самый» одинаковый вкус: соблюдение стандартов позволяет держать его на уровне. Кстати, программа отслеживания и идентификации продукции позволяет отследить всю цепочку процесса поставки от фермы до ресторана, и сделать это можно в любую минуту. Скажем так: единственное, что здесь не выращивают, — это цены. А сама организация производства, логистика, разделение полномочий помогают обслуживать людей так, что они возвращаются снова и снова. Сегодня такое чудо под силу редким компаниям.
«Что касается цен, у нас работает формула, которую мы вывели для себя 25 лет назад: наш индикатор — покупательская способность, — делится «секретом фирмы» Хамзат Хасбулатов. — Уровень наших цен всегда будет ниже уровня инфляции. Разница между ними — наш подарок потребителю. За четверть века мы сталкивались с таким количеством финансовых и экономических трудностей, что привыкли смотреть на кризисы, как на возможность приобрести уникальный опыт, закалить бизнес и команду. Наши планы остаются без изменений».
За последнюю четверть века компания, которая когда-то была для нашей страны символом Америки, стала своей, родной. Она — одна из тех, с кем связан успех России на зимней Олимпиаде. «Год назад мы были в Сочи — кормили российских спортсменов. В наш ресторан в Олимпийской деревне заходил Владимир Путин — смотрел, как мы обслуживаем атлетов. Мы все были частью нашего олимпийского успеха и чувствовали это, гордились этим, — поделился Хамзат Хасбулатов. — Важно поддерживать в себе это чувство и смотреть вперёд с оптимизмом».
В этом году в развитие сети инвестируют не меньше, чем в 2014-м. И более того, в 2015-м обещают открыть ещё полсотни предприятий «Макдоналдс». Вдумайтесь: во всех них появятся рабочие места (в наши-то непростые времена!), а там, где вырастут сами «точки», люди не будут думать, куда заскочить перекусить, чтобы успеть всё, что запланировано на день. Эта, казалось бы, незначительная деталь будет помогать расти экономике целой страны.
Только факты
«Макдоналдс» в России…
- ежедневно обслуживает более 1 миллиона человек;
- тратит огромные деньги на обучение и развитие персонала. За прошлый год это 200 млн рублей;
- создаёт и предоставляет новые рабочие места. В прошлом году — 6000, а в этом должно появиться ещё 7000. И это не считая 100 000 рабочих мест у поставщиков!
- перечисляет деньги на благотворительность (за 25 лет — 460 млн рублей);
- использует для приготовления мясных котлет в бургерах только 100% говядину, а для «Филе-о-Фиш» — 100% морскую рыбу со специальным эко-сертификатом;
- отправляет на переработку в биотопливо 50% фритюрного масла;
- по своей инициативе предоставляет посетителям всю информацию о пищевой и энергетической ценности продукции. Кстати, это делать компания начала первой в России.
Смотрите также:
- «Осталось не больше года». Поставнин о грядущем миграционном коллапсе →
- Несчастье помогло! →
- Глисты пиара →