Региональная логистика. От чего зависит цена на бензин?

© / James Lauritz / www.globallookpress.com

Сегодня один из важных вопросов в стране — цена на топливо, которая в регионах начинает повышаться. При этом эксперты рынка уверены, что ситуация больше зависит от логистических факторов, чем от доли определенных компаний на рынке АЗС.

   
   

Поводом для вопросов стало сообщение управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. В нем говорилось о присутствии вертикально-интегрированных компаний на рынке АЗС региона, число которых выросло в полтора раза с начала года. Ощутимее всех свою долю увеличила «Татнефть». По данным ФАС, ее доля увеличилась в 8 раз — до 11,6%. «Роснефть» увеличила долю на рынке Северной столицы до 26,5%. «Лукойл» сохранил долю в 23,6%.

При этом ведомство пообещало пристально следить за ценами на АЗС «Роснефти» и «Лукойла» в связи с тем, что совокупная доля компаний на рынке превысила 50%.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с ТАСС отметил, что ситуация с ценами на топливо в регионах в большинстве случаев зависит не столько от количества АЗС, принадлежащих той или иной компании, их доли на рынке, а от логистических факторов — удаленности от НПЗ, наличия или отсутствия емкостей для хранения нефтепродуктов. «Очевидно, что затраты на доставку топлива в регион могут составлять значительную долю в цене литра бензина на АЗС. Тут важно, чтобы поставки на региональный рынок велись с ближайших НПЗ», — пояснил Танкаев.

Как он считает, если объем поставок в тот или иной регион с ближайшего НПЗ мал из-за значительной отгрузки автобензина на экспорт, то спрос покрывается за счет поставок топлива из других регионов страны, что отражается на ценах АЗС.

«В случае с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом ближайший производитель — это Киришский НПЗ „Сургутнефтегаза“. Значительная часть автобензина с этого завода идет на экспорт в Финляндию, а не на рынок Ленобласти, — отметил Танкаев. — Кстати, на ситуацию уже обратили внимание представители ФАС. „Сургутнефтегаз“, по данным ФАС, в августе не выполнил план продаж нефтепродуктов на бирже, но при этом компания является основным экспортером топлива за рубеж. Непонятно, почему в этой ситуации бездействует региональное управление ФАС».

   
   

В этих случаях региональному управлению ФАС стоит следить за выполнением компаниями планов биржевых торгов, подчеркивает эксперт.

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов считает, как он отметил в разговоре с корреспондентом ТАСС, что на внутреннем рынке есть недоработка в регуляторике, из- за чего ряд производителей нефтепродуктов максимизируют экспорт в ущерб внутреннему рынку. «Причем со стороны крупных нефтекомпаний уже звучали предложения о том, как можно восполнить этот пробел. К примеру, предлагалось универсальное решение — ввести лицензии на экспорт нефтепродуктов и включить в них условие пропорциональное поставок на внутренний рынок», — напомнил он.

Суверов считает, что такое предложение является разумным, «особенно в текущей ситуации, когда поставки на внешний рынок гораздо более прибыльны, чем продажи автотоплива на АЗС внутри страны».

Смотрите также: