Реакторы на волнах. Идёт строительство уникальной плавучей АЭС

Плавучая атомная тепловая и электростанция «Академик Ломоносов» отправится на Чукотку в 2019 г. © / Марина Набатникова / АиФ

Дешевле,  проще, быстрее

Полумрак узких коридоров и больших залов. Гулкие звуки, отражающиеся от металлических переборок (стен), потолков и полов. Провода, перевязанные верёвками, и надписи мелом, помогающие понять, где ты: «2-й ярус», «3-й ярус»… На будущей плавучей атомной теплоэлектро­станции (ПАТЭС) сейчас работают 700 специалистов Балтийского завода и «Росэнергоатома»: обшивают переборки в каютах, собирают конструкции, ведут наладку оборудования.

   
   

Первая в мире плавучая атомная станция предназначена для Чукотки. В 2019-2021 гг. Билибинская АЭС, снабжающая электричеством этот регион, и Чаунская ТЭЦ, обеспечивающая его теплом, должны быть выведены из эксплуатации. И, когда решался вопрос, что дальше, появилась идея не строить новую станцию в вечной мерзлоте, а установить энергоблок на воде - это дешевле, проще и быстрее.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) будет передавать энергию в береговые сети. Он рассчитан на выработку 70 МВт электричества и 50 гВт/ч тепла. «Этого достаточно, чтобы освещать и обогревать город с населением до 100 тысяч человек, а также обеспечивать энергией местные рудники золота, меди, олова», - поясняет Сергей Завьялов, директор филиала «Росэнергоатома» - дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций.

Строительство блока, по его словам, финансируется исключительно по затратам. Причём заказчик жёстко контролирует каждую закупку, каждую норму выработки. И судостроители относятся с пониманием. Количество импортных составляющих минимально. Этот ПЭБ, головной, обойдётся примерно в 20 млрд руб., а следующий, серийный, будет заметно дешевле.
«Первый серийный заказ хотим сделать вообще без импорт­ных составляющих, - говорит Сергей Завьялов. - И, думаю, второй блок построим до 2030 г.».

На севере,  и не только

«Академик Ломоносов» (так называется станция) уже на воде. Три палубы, 15 метров в высоту, сотня - в длину. Внушительное сооружение. Александр Ковалёв, главный строитель заказа, участвовавший во всех проектах Балтзавода с 1982 г., оценивает готовность на 70%. Окончательно срок ухода из Невы станет понятен после имитационных испытаний на совместимость с береговыми приёмопередающими устройствами, а это очень непростая задача, учитывая морские приливы-отливы и северные ветра. Но предположительно плавучий энергоблок (ПЭБ) отбуксируют в Певек в 2019-м. 

Справка
ПАТЭС изначально проектировалась с запасом прочности, превышающим предельно возможные в местности эксплуатации нагрузки - к примеру, такие, как удар цунами и столкновение в результате этого с другим судном или береговым сооружением. «ОКБМ Африкантов» имеет соответствующие технологии для изготовления столь безопасных реакторов. Установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные этим КБ, не только выдержали мощный взрыв, но и обеспечили вывод реакторов из работы. И даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивных веществ.
«Прощаться с каждым кораблём, - говорит Александр Ковалёв, - всегда тяжело: будто часть тебя уходит». А к ПАТЭС отношение у него и других специалистов завода, на котором строились все корабли «Росатомфлота» (кроме двух - ледокола «Ленин» и лихтеровоза «Севморпуть»), особенно трепетное. Ещё бы - строят уникальный объект. 

Хотя все рассчитывают на последующее серийное производство плавучих блоков: они могут быть востребованы как на нашем Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где потребность в электро- и теплостанциях малой мощности очень большая, так и во многих регионах мира, до которых тоже не доходят сущест­вующие электросети. Кстати, ПЭБ способен не только обеспечивать электричеством и теплом жителей таких уголков, но и опреснять для них морскую воду - делать её питьевой. Китайцы уже проявили нешуточный интерес к плавучим блокам и хотят принять участие в их строительстве. Но сначала, конечно, нужно с высоким качеством построить головную ПАТЭС.

Школа для профи

Постоянно на станции должны находиться 78 человек. Это и моряки, и операторы, и обслуживающий персонал. На ней хватает места и для одноместных кают каждому, и для библиотеки, и для спортзала. Работа будет организована вахтовым методом. Правда, пока ещё не определили окончательно, сколько длиться вахте: 2 месяца через 2 или 4 через 4, как на ледоколах. Но уже ясно, что вахты не будет у двоих человек - директора и капитана, они постоянны, как и то, что главным здесь будет директор ПАТЭС, а не капитан, за исключением периода буксировки.

   
   

«Конечно, есть желание сформировать первый экипаж из людей опытных, - говорит Евгений Гаврилов, начальник отдела подготовки эксплуатации ПАТЭС Санкт-Петербургского филиала Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) госкорпорации «Росатом». - Поэтому отдаём предпочтение тем, кто не один год проработал либо в «Росатомфлоте», либо в военном атомном флоте».

У Михаила Тарасова за плечами 25-летний стаж работы на ледоколах, в том числе на «Арктике» и «Таймыре». Он будет главным инженером новой станции и сейчас уже проходит подготовку в ­ЦИПКе. Более 1200 часов занятий отводится даже такому профессионалу. Перед ним пульт точь-в-точь, как будет на ПАТЭС, вплоть до расположения ключей, телефона и цвета переборок. 

«Мы впервые создали полномасштабный тренажёр до ввода в эксплуатацию самого блока, потому что к моменту загрузки топлива в реакторы ПАТЭС экипаж должен быть полностью подготовлен», - рассказывает Таир Таиров, проректор - директор филиала ЦИПКа.   

«Зелёная лужайка»

Помимо топлива в двух реакторах предполагается и третий его комплект. Раз в два с половиной - три года отработанное топливо будут выгружать и отправлять на хранение в специальный отсек, а в реактор загружать новое. Через 10 лет (таков шаг для текущего ремонта) отработанное заберут и привезут свежее. А по прошествии 40 лет ПАТЭС выведут из эксплуатации и отбуксируют на утилизацию, установив взамен новый плавучий блок.

Реакторы КЛТ-40С сконструированы в Опытном конструкторском бюро машиностроения (ОКБМ) им. И. И. Африкантова. Они, по словам Юрия Ф­адеева, главного конструктора реакторных установок ВВР (водо-водяной реактор), созданы на основе глубокой модернизации тех реакторов, что используются на ледоколах. Только ледоколы расходуют энергию на крушение льдов, а плавучий энергоблок будет отдавать её на берег. Система безопасности настолько усовершенствована, что аналогов в мире на сей день нет.

Ни в процессе работы плавучей станции, ни после её отбуксировки через 40 лет никаких «побочных эффектов» в виде экологически опасных веществ и материалов вокруг места эксплуатации не будет. Всё ориентировано на работу по росатомовскому «принципу зелёной лужайки». Хотя в условиях Севера «лужайка», скорее всего, останется белой.

Кстати 

Неподалёку от «Академика Ломоносова» на том же Балтийском заводе недавно установили последнюю секцию носового блока новому ледоколу «Арктика» (ещё один заказ «Росатома»). Это головной ледокол нового поколения, за ним последуют два таких же серийных - «Сибирь», который уже заложили на стапели, и «Урал».

Их главное качество - универсальность. Нынешние ледоколы подразделяются: одни работают на мелководье, в у­стьях рек, другие - в глубоких водах океана. Эти же совмещают в себе оба типа. Они способны «переключать» водоизмещение в зависимости от глубины. Новая интегральная реакторная установка «Ритм-200», изготовление которой завершается в Подольске, способна обеспечить современные потребности Северного морского пути. К тому же ледоколы нового поколения шире, чтобы не возникало проблем с проводкой современных танкеров.

 

Смотрите также: