Дешевле, проще, быстрее
Полумрак узких коридоров и больших залов. Гулкие звуки, отражающиеся от металлических переборок (стен), потолков и полов. Провода, перевязанные верёвками, и надписи мелом, помогающие понять, где ты: «2-й ярус», «3-й ярус»… На будущей плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) сейчас работают 700 специалистов Балтийского завода и «Росэнергоатома»: обшивают переборки в каютах, собирают конструкции, ведут наладку оборудования.
Первая в мире плавучая атомная станция предназначена для Чукотки. В 2019-2021 гг. Билибинская АЭС, снабжающая электричеством этот регион, и Чаунская ТЭЦ, обеспечивающая его теплом, должны быть выведены из эксплуатации. И, когда решался вопрос, что дальше, появилась идея не строить новую станцию в вечной мерзлоте, а установить энергоблок на воде - это дешевле, проще и быстрее.
Строительство блока, по его словам, финансируется исключительно по затратам. Причём заказчик жёстко контролирует каждую закупку, каждую норму выработки. И судостроители относятся с пониманием. Количество импортных составляющих минимально. Этот ПЭБ, головной, обойдётся примерно в 20 млрд руб., а следующий, серийный, будет заметно дешевле.
«Первый серийный заказ хотим сделать вообще без импортных составляющих, - говорит Сергей Завьялов. - И, думаю, второй блок построим до 2030 г.».
На севере, и не только
Хотя все рассчитывают на последующее серийное производство плавучих блоков: они могут быть востребованы как на нашем Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где потребность в электро- и теплостанциях малой мощности очень большая, так и во многих регионах мира, до которых тоже не доходят существующие электросети. Кстати, ПЭБ способен не только обеспечивать электричеством и теплом жителей таких уголков, но и опреснять для них морскую воду - делать её питьевой. Китайцы уже проявили нешуточный интерес к плавучим блокам и хотят принять участие в их строительстве. Но сначала, конечно, нужно с высоким качеством построить головную ПАТЭС.
Школа для профи
Постоянно на станции должны находиться 78 человек. Это и моряки, и операторы, и обслуживающий персонал. На ней хватает места и для одноместных кают каждому, и для библиотеки, и для спортзала. Работа будет организована вахтовым методом. Правда, пока ещё не определили окончательно, сколько длиться вахте: 2 месяца через 2 или 4 через 4, как на ледоколах. Но уже ясно, что вахты не будет у двоих человек - директора и капитана, они постоянны, как и то, что главным здесь будет директор ПАТЭС, а не капитан, за исключением периода буксировки.
У Михаила Тарасова за плечами 25-летний стаж работы на ледоколах, в том числе на «Арктике» и «Таймыре». Он будет главным инженером новой станции и сейчас уже проходит подготовку в ЦИПКе. Более 1200 часов занятий отводится даже такому профессионалу. Перед ним пульт точь-в-точь, как будет на ПАТЭС, вплоть до расположения ключей, телефона и цвета переборок.
«Зелёная лужайка»
Помимо топлива в двух реакторах предполагается и третий его комплект. Раз в два с половиной - три года отработанное топливо будут выгружать и отправлять на хранение в специальный отсек, а в реактор загружать новое. Через 10 лет (таков шаг для текущего ремонта) отработанное заберут и привезут свежее. А по прошествии 40 лет ПАТЭС выведут из эксплуатации и отбуксируют на утилизацию, установив взамен новый плавучий блок.
Ни в процессе работы плавучей станции, ни после её отбуксировки через 40 лет никаких «побочных эффектов» в виде экологически опасных веществ и материалов вокруг места эксплуатации не будет. Всё ориентировано на работу по росатомовскому «принципу зелёной лужайки». Хотя в условиях Севера «лужайка», скорее всего, останется белой.
Кстати
Их главное качество - универсальность. Нынешние ледоколы подразделяются: одни работают на мелководье, в устьях рек, другие - в глубоких водах океана. Эти же совмещают в себе оба типа. Они способны «переключать» водоизмещение в зависимости от глубины. Новая интегральная реакторная установка «Ритм-200», изготовление которой завершается в Подольске, способна обеспечить современные потребности Северного морского пути. К тому же ледоколы нового поколения шире, чтобы не возникало проблем с проводкой современных танкеров.
Смотрите также:
- Забота о россиянах приведёт к удорожанию электричества →
- Энергия горных рек. Зарамагская ГЭС отмечает юбилей →
- В электроэнергетике наконец наведут порядок? →