Новый БАМ. Руслан Байсаров — о строительстве второго Байкальского тоннеля

Руслан Байсаров: строительство второй нитки Байкальского тоннеля. © / Фото: пресс-служба СК МОСТ

Компания «СК Мост», председателем совета директоров которой является Руслан Байсаров, вышла на завершающую стадию работ по строительству второй нитки Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 км. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России. Возведение тоннеля позволит почти вдвое увеличить пропускную способность на участке Лена — Северобайкальск: с 15 до 25 пар поездов. Инвестиции в стратегически значимый для Байкальского региона и страны в целом объект составляют около 35 млрд рублей. 

   
   

Дополнительный импульс 

Строительные работы на важнейшем объекте БАМа и Транссиба получили дополнительный импульс к реализации в 2016 году, когда известный бизнесмен Руслан Байсаров, входящий в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием 900 млн долларов (на 2018 год), увеличил свою долю в компании с 25 до 56%, став контролирующим акционером, и возглавил совет директоров. К настоящему времени известны сроки окончания строительства: первые поезда должны пойти по новой железнодорожной ветке в конце второго — начале третьего квартала 2019 года. 

Ввод в эксплуатацию второго Байкальского тоннеля, расположенного на границе Иркутской области и Бурятии, должен разгрузить ныне действующий тоннель, пропускная способность которого практически полностью исчерпана. Его строительство ведется в рамках целевой программы по модернизации БАМа и Транссиба. 

Работа в суровом климате 

Говоря о важности проекта для региона, президент России Владимир Путин подчеркнул, что это еще и «самый быстро окупаемый проект в развитии всей транспортной системы». «Это большая, очень важная, сложная и очень нужная работа», — сказал президент России. 

Эксперты отмечают, что с технической стороны это один из наиболее масштабных и сложных объектов. Поэтому работы поручены опытным специалистам группы компаний «СК Мост». Всего здесь трудятся 400 человек, задействовано более 100 единиц горно-шахтного оборудования и строительно-дорожных машин. 

Знаменательно, что строители используют тоннелепроходческий комплекс LOVAT RM 394DS, который применялся при прокладке автомобильных и железнодорожных трасс в олимпийском Сочи, в частности, при строительстве тоннеля Адлер — Красная Поляна. Хотя в Сочи, безусловно, было проще. Порода Байкальского хребта более крепкая, да и климат в Сибири суровый. Как объясняет генеральный директор АО «СТРОЙ-ТРЕСТ» Михаил Гутников, проблемы возникают из-за того, что порода неоднородная и вязкая, поэтому «процесс скалывания происходит тяжело, требуется больше времени для разработки забоя». 

Руслан Байсаров: инфраструктурные ограничения являются ключевой проблемой в развитии 

Если сравнить со всем БАМом, строящийся участок совсем небольшой, но, по мнению экспертов, он крайне важен для восточного направления грузо- и пассажироперевозок. По приблизительным подсчетам, ввод его в эксплуатацию позволит перевозить ежегодно до 32,4 млн тонн грузов вместо сегодняшних 13,2 млн тонн. 

   
   

В ближайших планах реконструкция старого тоннеля, где также может пригодиться опыт специалистов компании «СК Мост», накопленный за многие годы не только на прокладке тоннелей. Строители успешно возводят мосты и другие объекты инфраструктуры. Например, недавно группа компаний «СК Мост» завершила часть работ по строительству первого железнодорожного моста через Амур, который должен соединить Россию и Китай. 

Кроме того, компания Руслана Байсарова АО «ТЭПК» участвует в реализации крупнейшего инвестиционного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения Тывы. 

«Реализация этого проекта во многом будет зависеть от строительства железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, которая является основным инфраструктурным звеном производственно-логистической системы комплексного освоения Элегестского угольного месторождения», — подчеркнул Руслан Байсаров, отметив, что именно инфраструктурные ограничения, как правило, являются ключевой проблемой в вопросах развития как угольных месторождений, так и Восточной Сибири и Дальнего Востока в целом.

Смотрите также: