Новые возможности «Звезды». Российская верфь станет конкурентом корейским?

Танкеры ледового класса РН «Сахалин» и РН «Приморье» на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда». © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Танкеры-гиганты — теперь реально

Судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке строится концорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка с прицелом на потребности океанических перевозок, которые возникнут в ближайшей перспективе.

   
   

«По совокупным оценкам российских нефтегазовых компаний, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн тонн нефти и до 200 млрд м3 газа в год, — так оценивает эти перспективы начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.

Поэтому он считает, что в ближайшие годы наибольшая доля российского гражданского судостроения будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки, добычи и транспортировки углеводородов. Суммарный портфель заказов на технические средства освоения континентального шельфа на ближайшие 10 лет для российских организаций, как считает Суверов, может составить около 1 трлн руб. (а это 100% внутреннего рынка на морские платформы) и более 80% — на обеспечивающие суда.

Как морские платформы, так и некоторые обеспечивающие работу нефтяников суда — объекты весьма внушительных размеров. И «Звезда» изначально рассчитывалась на максимум. Мы писали о кране «Голиаф» высотой в 42 этажа, установленном там.

Он единственный в стране грузоподъёмностью 1 200 тонн. А недавно в бухте Большой Камень появился плавучий док — совершенно уникальный объект. Он позволит построить для нефтяников новый флот танкеров-гигантов длиной до 300 м и шириной более 50 м со спусковой массой до 40 тыс. тонн.

Первое судно — в следующем году

Собственно, именно нефтяники в лице «Роснефти» и стали первыми заказчиками новой российской судоверфи. В портфеле заказов ССК «Звезда» сейчас 25 контрактов на строительство различных судов — арктических челноков, судов снабжения и танкеров типа «Афрамакс».

   
   

Кроме того, по словам генерального директора Сергея Целуйко, предприятие ведёт переговоры с другими потенциальными российскими заказчиками — Газпромом, «Новатеком». С последним, в частности, обсуждается возможность строительства 15 газовозов. А спуск на воду и сдача первенца — многофункционального судна снабжения ледового класса Icebreaker 7 — запланированы на будущий год.

Директор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета Александр Беккер считает «Звезду» проектом мирового уровня. «Страна получит современный судостроительный комплекс, который позволит решить вопросы обеспечения освоения ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, развитие Северного морского пути», — поясняет он.

Цены будут привлекательными

«Мы сейчас единственное предприятие в России, которое благодаря созданию сухого дока, может строить крупнотоннажные суда, например, огромные челноки, а также суда-газовозы, — подтверждает гендиректор предприятия. — Прежде суда подобного класса строились только на зарубежных верфях. Теперь мы сами можем выйти на международный рынок и будем конкурировать с азиатскими и европейскими судостроительными компаниями».

Пока что, по его словам, заказы идут только из России, но перспективы выхода на зарубежные рынки большие и уже не эфимерные — с иностранными судовладельцами прорабатываются конкретные вопросы.

«Создание „Звезды“ должно дать возможность компаниям не только строить суда в РФ, но и делать это на условиях, конкурентоспособных по срокам и стоимости», — уверен директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.

Известно, что сейчас по объёмам заказов лидируют в мире южнокорейские верфи. А наши судостроители им пока проигрывали. Но теперь мы имеем суперсовременную верфь и ещё одно важное конкурентное условие — потенциально более привлекательные цены.

Разуваев объясняет это так: «В текущем году макроэкономическая ситуация может сыграть на руку „Звезде“: из-за укрепления корейской воны, роста цен на сталь и ограниченной конкуренции мы можем ожидать рост цен на южнокорейсиких верфях на 10-15%».

Он считает, что это приведёт к сокращению разрыва в ценах между предложениями зарубежных верфей и нашей «Звезды». «Не исключено, что часть заказов с южнокорейских верфей перетечет в Россию», — заключает эксперт.

Справка
Судостроительный комплекс «Звезда» строится в бухте Большой Камень на базе завода с одноимённым названием. Уже сейчас здесь работает около 1,5 тыс. человек, в основном жителей Дальнего Востока. В этом году количество сотрудников должно увеличиться на 2 тыс., а после запуска предприятия на полную мощность его штат составит 7, тыс. человек. Здесь будут выпускать мало- и крупнотоннажные суда, в том числе ледового класса, а также элементы морских платформ.

Смотрите также: