Нефтяной актив. Trafigura получила долю «Восток Ойл»

Очередное собрание Совета директоров нефтяной компании «Роснефть» прошло в ноябре. В ходе заседания была одобрена сделка по продаже компании Trafigura PTE LTD 10-процентной доли уставного капитала ООО «Восток Ойл». Подтвержденная ресурсная база Проекта по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн (44 млрд баррелей).

   
   

Для обеспечения энергетических потребностей проекта компанией заключено соглашение с ПАО «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тыс. км линий электропередач.

Для организации вывоза продукции с проекта «Восток Ойл» на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тыс. т, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.

Отраслевые эксперты называют важным конкурентным преимуществом проекта возможность поставок углеводородов по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки, что вызывает повышенный интерес у инвесторов.

«Восток Ойл» предстоит пробурить более 20 тыс. добывающих и нагнетательных скважин, поэтому особое внимание компания уделила выбору буровых комплексов. Основываясь на результатах проведенных тендерных процедур, совет директоров одобрил заключение долгосрочного контракта на поставку 100 единиц буровых установок, спроектированных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. Высокие показатели надежности и безопасности оборудования и производства обеспечат минимальное воздействие на окружающую среду.

Как утверждает старший аналитик WMT-Consult Валерий Андрианов, «с экологической точки зрения Восток-Ойл станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации „Восток Ойла“ является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы „Восток Ойл“ составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень хороший показатель, ведь, по данным WoodMackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».

   
   

Продолжается работа по обеспечению проекта ресурсами и средствами производства. В частности, достигнута договоренность с ПАО «КАМАЗ» на поставку транспорта и спецтехники, а также по созданию сервисных центров на промыслах. Потребность на начальном этапе — до 2,5 тыс. единиц техники. В дальнейшем она может вырасти до 6 тыс. единиц.

Проект «Восток Ойл» обеспечит существенный мультипликативный эффект для всей российской экономики, дополнительно создаст десятки тысяч рабочих мест и обслуживающего персонала.

По оценкам компании KPMG, эффект от инвестиций в проект превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение.

«Восток Ойл — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Добыча в рамках Восток Ойл — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозыледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создаётся с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность». Эксперт отмечает, что все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители.

«Следует понимать, что близость таймырских месторождений к северным морям и строительство магистрального трубопровода до бухты Север полностью ориентирует проект на транспортировку сырья по Северному морскому пути, — добавляет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Этот вариант транспортировки, очевидно, дешевле и во многом надежнее, чем по железной дороге или по системе магистральных трубопроводов Транснефти через весь континент».

В целом, как показывают расчеты специалистов Института прогнозирования Российской Академии Наук, реализации проекта создает дополнительные стимулы для локализации высокотехнологичного оборудования и обеспечивает прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей, эквивалентную 2% ВВП в год.

«Сейчас есть понимание того, что это ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, — отмечает директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский. — Причем есть понимание на уровне руководства страны. Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. Очевидно, что именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа. Очень много будет зависеть от того, как мы сможем выстроить государственную политику в области освоения северных месторождений, насколько мы сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу. Реализация проекта Восток Ойл позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны».