На вечной мерзлоте. Якутская ГРЭС-2 возводится по особым технологиям

Работы на открытом воздухе прекращаются, только когда на улице -50˚. Фото Дмитрия Филиппова © /

В Якутске -29˚ по Цельсию. «Вам повезло - у нас сегодня тепло!» - такими словами встречают здесь группу московских журналистов. И поясняют, что обычно в это время температура опускается уже до -40˚.

   
   

Из здания аэропорта добегаем до микроавтобуса - и в гостиницу. Ехать предстоит на стройплощадку - лучше переодеться...

Станция на сваях

На ресепшн гостиницы «Лена» берём местную прессу. Видимо, специально для приезжих коллег якутские журналисты опубликовали подборку советов, как не замёрзнуть в суровых условиях Крайнего Севера. Один из них - ешьте побольше, потому что еда - это калории, которые будут согревать организм. Завтракаем плотно, но на одни калории не надеемся - надеваем термобельё, горнолыжные штаны и варежки.

Главная особенность 1-й очереди Якутской ГРЭС-2 в том, что она возводится в зоне вечной мерзлоты и таких объектов на Дальнем Востоке не строили с 80-х годов прошлого века. Природные условия здесь особые, климат суровый.

«Такелажная команда всегда на морозе работает, - рассказывают сотрудники станции. - На этих ребятах специальная одежда, рассчитанная на крайне низкие температуры. Плюс всегда рядом вагончик, куда они могут зайти, выпить чаю, согреться. В общем, никто не замерзает. Но, когда на улице -50˚, конечно, работы на открытом воздухе прекращаем».

Технологии строительства в условиях вечной мерзлоты особые.

Цифра
По расчётам властей Якутии, до 2020 г. электрическая нагрузка центрального энергорайона республики за счёт развития новых производств должна увеличиться на 70% - до 500 МВт, тепловая - на 30% (до 1000 Гкал). А мощность действующей ГРЭС сейчас составляет 368 МВт.
«Якутск стоит на вечномёрз­лых грунтах, - рассказывает Михаил Железняк, директор Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН. - Строить на них можно. Но нужно знать условия и делать специальные изыскания, чтобы случайно не поставить здание, например, на ледяную жилу, которая летом растает, и дом даст трещину».    
   

Даже в самое тёплое время грунт оттаивает лишь на глубину 3 метра, не более. Поэтому все здания, в том числе и новая ГРЭС, ставятся на сваи.

«Бурим скважину глубиной 10-11 метров и на треть заполняем её цементно-песчаным раствором. Туда вставляем сваю, а затем заполняем скважину окончательно и трамбуем. И уже после того, как свая смёрзнется с грунтом, можно её нагружать, - объясняет технологический процесс Галина Масалова, заместитель гендиректора Якутской ГРЭС-2 по капитальному строительству. - Если все операции выполнять в соответствии с технологией и обеспечить смерзание сваи с грунтом, такое основание может выдерживать значительные нагрузки».

Всего при строительстве 1-й очереди станции использовали - внимание! - порядка 10 тысяч свай! Каждая из них выдерживает нагрузку в 96 тонн.

В тепловое кольцо

Действующая ГРЭС обеспечивает 94% электропотребления 9 районов Республики Саха (Якутия) и 54% теплопотребления её столицы - Якут­ска. Но оборудование станции крайне изношено и достигло предельных показателей своего ресурса. А в суровых мест­ных условиях любая авария может привести к катастрофе.

«В 2002 г. зимой произошёл инцидент, связанный с отключением турбин, - вспоминает Игорь Бельков, директор станции. - В городе погас свет, перестали работать светофоры, люди застряли в лифтах. За счёт мощности работающей ТЭЦ удалось запустить наши газотурбинные установки. На восстановление режима ушло около 40 минут. Персонал станции действовал грамотно и хладнокровно - справился с ситуацией. Но стало понятно, что Якутску нужен полноценный дублирующий источник энергии. Такие есть почти во всех крупных городах Дальнего Востока - Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке. И даже на Сахалине».

Дело не только в надёжности. Потребление энергии в республике ежегодно растёт. И имеющейся мощности скоро не хватит для реализации новых инвестиционных проектов и вообще для какого бы то ни было развития.

«Физический износ ГРЭС таков, что давно назрела необходимость строительства другого источника энергии, - подтверждает Павел Мариничев, 1-й заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). - С вводом новой станции открываются новые возможности для развития производства и создания рабочих мест. Перспективы есть. Инвестпривлекательность Якутии очевидна - к нам приезжают много инвесторов. И первый вопрос, который задают те, кто решил вкладываться в строительство крупных производств на любой территории, конечно, связан с энергетическим обеспечением будущих промышленных объектов».

Прощай, выхлоп!

Стройка идёт по графику. Сейчас все газотурбинные установки расположены на своих местах. Через 2-3 месяца энергетики планируют начать тестовые пуски. Сдать станцию в эксплуатацию должны в конце 2016 г.

Якутск, расположенный в низине, зимой неизменно окутывает дымка - город обогревают  котельные. С пуском новой станции около 90 из них закроют. А новая ГРЭС находится на возвышенности - горе Чочур-Муран с северной стороны города. Поэтому весь парогазовый выхлоп будет уходить в сторону от Якутска.

1-я очередь Якутской ГРЭС-2 - это часть программы строительства новых энергомощностей на Дальнем Востоке, которую реализует компания «РусГидро» вместе с «РАО Энергетические системы Востока». Ещё 3 объекта возводятся на Сахалине, в Благовещенске и в городе Советская Гавань Хабаровского края. В этих регионах самая высокая потребность в дополнительных мощностях. На строительство этих четырёх станций по президентскому указу выделили 50 млрд руб. бюджетных средств. Их общая электрическая мощность составит 553 мегаватта, а тепловая - 875,2 Гкал/час. И это, безусловно, придаст высокий импульс развитию дальневосточных регионов.

Бродячий Дед Мороз

Профессиональные энергостроители - это люди перекати-поле. Вся их жизнь в постоянных переездах с одного объекта на другой. На площадке Якутской ГРЭС-2 таких немало.

«Срок работы на одном месте обычно один-два года, - говорит Сергей Кураловский, начальник участка СМУ № 1 генподрядной организации «ТЭК Мосэнерго». - Здесь осталось месяцев 8-9. Потом разрежем ленточку, выпьем шампанского. А дальше - либо ждать строительства 2-й очереди, либо - на крыло и куда-нибудь на другой объект».

Сергей Михайлович родом из Омска, карьеру строителя начинал ещё на БАМе и Транссибе. Затем работал на многих крупных объектах: возводил океанариум на острове Русский, готовил объекты энергетической инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи. Ко всему, что построил, относится с душой.

«Я строил мосты на Транссибе. Это было в далёкой молодости, но всё равно приятно бывает, когда через них проезжаешь. Оставил там частичку себя - без этого никак. Оглядываешься, равнодушным не остаёшься», - рассказывает он. И сам себя называет «бродячим товарищем».

А коллеги за седую бороду, постоянно покрытую инеем, прозвали его Дедом Морозом.

«Больше всего, конечно, с точки зрения климата нравилось в Сочи, - говорит Сергей Кураловский. - В Якутске нравится профессионализм команды. Всё по уму делается. А мест­ные морозы меня не пугают: я на БАМе и -56˚ видел».

Справка
Строительство Якутской ГРЭС началось в 1961 г. Она стала первой в СССР газотурбинной электростанцией, работающей и на природном газе, и на дизельном топливе в условиях вечной мерзлоты. 1-й агрегат запустили в январе 1970 г., а последнюю, 8-ю турбину - в 1982-м.
Первые газотурбинные установки (ГТУ) привезли из Ленинграда. Затем их заменили на ГТУ производства Харьковского завода. И они оказались идеальными для климата Крайнего Севера. При снижении температуры наружного воздуха их мощность существенно возрастает.

Смотрите также: