Жертвы банкротства
Проблемы «Трансаэро» стали неприятным сюрпризом для 600 тыс. пассажиров. Официально было заявлено, что всех клиентов перевозчика, вылетающих до 15 декабря, обслужат другие авиакомпании, а остальным вернут деньги за билеты. На практике проблемы и у тех, и у других. Первые жалуются, что о времени нового рейса узнают чуть ли не в момент вылета. Вторые и вовсе могут остаться без компенсаций. Труднее всего тем, кто покупал билеты у посредников: возвращать за них деньги отказывается как «Трансаэро», так и сервисы по бронированию. Таким клиентам юристы советуют обращаться в прокуратуру. Проще разобраться с туроператорами — если вы купили турпакет, вас обязаны либо отправить на курорт, либо вернуть деньги.
Есть и ещё одна группа пострадавших — сотрудники самой авиакомпании «Трансаэро».
«35 самолётов из 105 уже решил взять себе «Аэрофлот». Возьмёт с людьми — ждём 350–400 пилотов. Всего обещано принять 5,5 тыс. сотрудников из 11 тыс., — рассказывает Игорь Ободков, сотрудник «Аэрофлота» и помощник президента Шереметьевского профсоюза лётного состава. — Остальных разбирают турецкие, китайские и азиатские компании, занимающиеся подбором кадров». И тем не менее сотрудники «Трансаэро» начали сбор подписей под петицией к президенту страны с просьбой не допустить банкротства. «Нам обещали, что тем, кого не возьмут в «Аэрофлот» и в иностранные компании, поможет трудоустроиться «Росавиация», — объяснил «АиФ» ситуацию один из работников «Трансаэро». — Но азиаты всем предлагают меньшие зарплаты, чем сейчас, а условия перехода в другие российские компании большинству толком не известны».
Некому летать?
Супругов Александра и Ольгу Плешаковых, менеджеров, совладельцев горе-перевозчика, сейчас многие требуют призвать к ответу. Однако эксперты убеждены, что компанию сгубили внешние причины.
«Пожалуй, единственная и самая большая ошибка «Трансаэро» — специализация на туристических рейсах, — говорит Олег Пантелеев, главный редактор портала «Авиапорт». — Турпоток резко упал из-за девальвации, а расходы возросли пропорционально курсу доллара».
Когда осенью 2014 г. рухнул спрос на международные турперевозки и у «Трансаэро» появились «лишние самолёты», компания попыталась «пристроить» их на внутренние маршруты — в Симферополь и Минеральные Воды. Но эти направления оказались менее доходными. Из-за падения уровня жизни поднимать цену билетов не было смысла. А их распродажи по сниженным ценам привели к падению выручки.
Государство и банки пытались спасти перевозчика деньгами с конца 2014 г. Кредитовали охотно — компания располагала собственными лайнерами, но брали в залог и акции. Сейчас же большинство экспертов говорят о ликвидации «Трансаэро» как о чём-то несомненном. При этом возместить убытки кредиторам за счёт активов не удастся: долги слишком велики — они превысили 200 млрд руб.
«Владелец предприятия отвечает своим имуществом, если будет доказано злонамеренное банкротство, — напоминает Роман Гусаров, эксперт Комитета Госдумы РФ по транспорту. — Но в этом случае нельзя говорить о выводе средств».
Ждать волны банкротств в отрасли не стоит, считают эксперты, другие компании не специализировались на международных рейсах. «Сложное финансовое положение у компании «ЮТэйр», — говорит О. Пантелеев. — Но компания провела внутренние реформы и получила согласие кредиторов на реструктуризацию долга. Сейчас ситуация вокруг неё не выглядит драматичной».
«Не спешите нас хоронить»
— Непонятно, зачем высокопоставленные люди делают заявления о предстоящем банкротстве компании. Изначально обещали, что «Трансаэро» вольётся в «Аэрофлот» и все рабочие места будут сохранены. А сейчас мы вошли в пике… Как можно работать в таких условиях?
Думаю, что от нас просто хотят избавиться, чтобы монополизировать рынок авиаперевозок. Цены на билеты уже выросли в два – три раза в зависимости от направления.
Читайте также: От «петли» до «чакры». Пять фигур высшего пилотажа, придуманных русскими >>
Одновременно с ростом цен страна теряет кадры пилотов. На мою подготовку и подготовку моих коллег потрачены огромные деньги. Но в России — и в «Аэрофлоте», и в других компаниях — половине наших пилотов места нет. После сокращений в «ЮТэйре» у каждой авиакомпании перед дверями по 200–300 пилотов стоят. Поэтому лучшие из лучших уходят в корейские, китайские, турецкие и прочие иностранные авиакомпании. Разве Россия может позволить себе разбрасываться такими ценными кадрами? Иностранные рекрутеры разбирают профессионалов. Кто из них захочет потом менять налаженный быт, чтобы вернуться в Россию, когда окончится кризис? Что касается бортпроводников, менеджеров и прочего авиаперсонала, то и 3% из них не удастся устроиться по специальности — придётся менять профессию.