Завод в заводе. Как отечественные предприятия выходят на мировой уровень?

Уже вырос новый завод, но модернизация продолжается. © / Фото: Екатерина Абашкина / АиФ

Стараниями поколений

За последние годы построен завод в заводе, считают на Новокуйбышевском НПЗ - одном из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны. Оно начало производить продукцию ещё в 1951 г. И сегодня даже для непрофессионального взгляда это  символ преемственности традиций. Старое строение, где теперь столовая, - образец «сталинской архитектуры». Соседнее обновлённое здание заводоуправления в «плиточной одёжке» - типичная современность. А далее, за проходной, практически всё уже совершенно новое.    
   

Это одно из 30 дочерних предприятий НК «Роснефть», которая в эти дни празднует 20-летие. Она приобрела его в 2007 г. в составе группы самарских заводов. И уже через 2 года началась масштабная модернизация. Более 15 млрд руб. инвестиций вложили в неё. Результат уже ощутим - в прошлом году, во многом благодаря перестройке производства, здесь переработали 8,240 млн т сырья. Это максимальный объём за 11 лет. 

Но дело не только в объёмах. В 2014 г. на заводе начали работать 2 новейшие установки - комплексы каталитического риформинга и низкотемпературной изомеризации. Теперь и качество выпускаемых автомобильных бензинов стало значительно выше. Досрочно перешли на выпуск автомобильных бензинов стандарта Евро-5, а с 1 октября полностью перейдут и на выпуск дизельных топлив того же стандарта. 

«Благодаря 1-му этапу модернизации мы полностью перешли на выпуск автобензинов высшего экологического стандарта, а технологическая цепочка отлажена и для полного перехода на выпуск дизельных топлив класса 5. 2-й этап реконструкции завершится с вводом установки гидрокрекинга, которая позволит увеличить глубину переработки нефтепродуктов до 96%. Это поставит завод в ряд лучших заводов мира», - поясняет Виталий Зубер, гендиректор завода

«У каждого поколения своё время. Нам когда-то выпало строить завод, - рассказывает Нина Фёдорова, ветеран завода, Герой Социалистического Труда. - А сегодня стараниями следующих поколений он превратился в одно из лучших предприятий отрасли. Нас, ветеранов, приглашают на экскурсии, и мы видим новые мощные установки. Сердце радуется за молодёжь, которая освоила такие сложные процессы, и за родной завод, который шагает в ногу со временем, обновляясь и внедряя технологии мирового уровня».

Своими силами

«Роснефть», в которой сейчас работает более 265 тыс. человек, вложила в инновационные проекты более 170 млрд руб. - что значительно больше, чем другие нефтяные компании. Преображаются предприятия во всех регионах её присутствия, а с некоторых пор модернизация - как в области добычи, так и нефтепереработки - ориентирована на отечественные технологии. 

Установку каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора мощностью более 1,2 млн т запустили на Новокуйбышевском НПЗ в конце прошлого года. Она нужна, чтобы получать компонент, без которого производство высокооктановых бензинов невозможно. Пока эта установка работает на зарубежном катализаторе, однако вскоре его должен заменить отечественный аналог, ничем не уступающий заграничным образцам. Его испытания пройдут уже в октябре. 

   
   

Разработка отечественного катализатора - только один из проектов «Роснефти», ориентированных на импортозамещение и развитие отечественных технологий. Есть и множество других. В том же Новокуйбышевске, например, собираются построить первую отечественную опытно-промышленную установку GTL, предназначенную для промышленного синтеза природного и попутного газа в жидкие углеводороды. И тогда попутный газ можно будет использовать для производства востребованных рынком нефтепродуктов. Кроме значительного экономического эффекта у новой технологии есть ещё одно важное преимущество - экологическое.

Установка каталитического риформинга ждёт российский катализатор. Фото: АиФ/ Екатерина Абашкина

Чтобы регионы были здоровы

Собственно, все инновационные проекты и технологии в области нефтедобычи и нефтепереработки значительно сокращают вредные выбросы в атмосферу. Почему, например, мы вместе со всем миром переходим на Евро-5? Потому что автомобильные бензины этого стандарта не содержат серы и ароматических углеводородов, наносящих вред озоновому слою. 

И тем не менее модернизация предприятий крупнейшей нефтяной компании страны повсеместно включает в себя и специальные природо­охранные меры. Только в Новокуйбышевске около 20 (!) экологических проектов. Их совокупный результат, как рассчитали учёные, проявится в 2017 г. 25-процентным снижением выбросов в атмосферу по сравнению с показателями 2012 г. Одновременно на предприятии полным ходом идут реконструкция сооружений очистки сточных вод и строительство блока доочистки - чтобы уменьшить количество потребляемой свежей воды.

«Когда-то я решила стать экологом, чтобы бороться с бездушным, потребительским отношением к природе и нерациональным использованием её богатств, - рассказывает Татьяна Негурей, молодой специалист. - А здесь я узнала, как много предприятие может сделать для сохранения «здоровья» региона. Радует, что новые объекты соответствуют самым строгим экологическим нормативам».

Смотрите также: